будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минцифры Минэкономразвития законотворчество интернет мобильные приложения
Ноябрь 12, 2025
Страна
Брауде-Золотарев Михаил

Вредная борьба с анонимностью мессенджеров

Вредная борьба с анонимностью мессенджеров
800-600_wGYlKJd
Игуана перед компьютером. Источник: АГН "Москва" / фото: Кирилл Зыков

Закон об идентификации пользователей мессенджеров, вступивший в силу 1 января 2018 года, до сих пор по факту не заработал: не утверждены еще многие подзаконные акты. Минэкономразвития предлагает ввести «значительный переходный период» для подготовки к реализации требований закона. 

Как отмечает газета «Коммерсантъ», МЭР критикует идеи Минкомсвязи по поводу закона. Кроме того, идентификация вообще не везде возможна. Например, мессенджеры Google Talk, Skype, Confide, Ansa и др. не требуют наличия абонентского номера, сервисы вроде Miranda IM могут быть использованы на любом ноутбуке или компьютере без какой-либо сим-карты, отмечают в МЭР.

Ранее замечания к проекту Минкомсвязи высказывали МТС, МГТС и «Яндекс», который указывал, что положения проекта могут привести к многочисленным нарушениям прав пользователей.

Побеседовать с «Полит.ру» об особенностях закона об идентификации пользователей мессенджеров согласился Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра IT-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

 
Михаил Брауде-Золотарев

«Я не понимаю, как можно заставить пользователей мессенджеров идентифицировать себя. Дело в том, что понятие "мессенджер" – довольно широкое. И, наверное, власти вполне бы устроило, если бы подавляющее число пользователей мессенджеров можно было идентифицировать. Для этого достаточно найти наиболее крупных игроков рынка, которых сейчас, наверное, всего три-пять (для нашей страны уж точно, а может быть, и для всего мира). И если бы эти крупные игроки-владельцы мессенджеров согласились сотрудничать с властями, то, наверное, задача в отношении большой доли пользователей и коммуникаций была бы решена.

Но здесь есть два момента, которые надо отметить. Во-первых, далеко не все платформы согласились (и, видимо, не все согласятся) сотрудничать с властями. Можно предположить, что кто-то будет эти требования просто игнорировать. Это будет, по всей видимости, создавать дополнительные стимулы для людей, в особенности тех, кому есть что скрывать, "эмигрировать" в эти мессенджеры.

И второй момент: помимо этих лидирующих мессенджеров, владельцев которых, в силу того, что они ведут бизнес в России, можно пытаться принудить к сотрудничеству, существует также много иных способов коммуницировать в интернете. Что, в свою очередь, означает: злоумышленникам, которым не хотелось бы, чтобы их идентифицировали и чтобы их сообщения читали (неважно кто читал, в данном случае мы говорим про государственные органы) всегда будет куда мигрировать, куда перебраться. И преимущества социальной сети, которую сейчас создают мессенджеры для пользователей (что, собственно, и удерживает пользователей в рамках каждой конкретной платформы; например, у меня много контактов в WhatsApp или Telegram – значит, я тоже есть в WhatsApp или Telegram), для тех, кому почему-либо не хочется себя демонстировать, будут проигрывать задаче обеспечения скрытности. И люди будут уходить в другие мессенджеры.

 
Мужчина в маске лошади / АГН "Москва" / фото: Кирилл Зыков

Есть ведь мессенджеры, до которых власти дотянуться не могут в принципе – просто потому, что они не ведут никакого бизнеса в России. И число этих мессенджеров, я бы сказал, безгранично велико. Их даже переписать невозможно, потому что даже общение на каком-нибудь форуме, сайте ничем неотличимо от общения через мессенджеры – это просто какой-то способ общаться. Сюда же входит и электронная почта: хотя это весьма отслеживаемый способ коммуницирования, но тоже есть возможности соблюсти секретность. То есть эту задачу на 100% решить невозможно – она может быть решена только в отношении наиболее массовых организаторов коммуницирования в интернете, которые согласятся сотрудничать с властями РФ.

В принципе, про любой закон можно сказать, что он является заведомо невыполнимым и нацеленным не на всех: вот убивать, к примеру, нельзя, но люди же все равно убивают. Тоже можно сказать, что закон оказался нацеленным не на всех. Но вопрос ведь не в том, на всех или не на всех закон нацелен, вопрос в том, на какую долю граждан он нацелен. И в том, какую долю среди тех, кого этот закон не охватит, занимают злоумышленники, из-за которых этот закон вводится. Так вот, в законе об идентификации пользователей мессенджеров в сравнении с обычными законами о криминальных деяниях ситуация ровно обратная: здесь как раз те, кому в наибольшей степени нужно что-то скрыть, такую возможность будут иметь. А те добропорядочные граждане (а мы понимаем, что их, условно говоря, 999 из 1000), кто в скрывании чего-то не так остро нуждаются, вполне могут быть принуждены к идентификации – но их-то зачем принуждать? 

Так что закон, мне кажется, в значительной степени не имеет смысла. У такого рода законов есть еще один побочный косвенный эффект: он обучает всех тех, кому нужно что-то скрыть, в первую очередь скрываться, и обучает их лучше, чем других – потому что им это нужнее. Он дает им стимул к скрытной коммуникации. Если сейчас пользователь с каким-то криминальным намерением может считать себя защищенным, когда использует обычные, общедоступные каналы коммуникации, и, благодаря тому, что добросовестные владельцы мессенджеров на запросы следствия, прокуратуры, суда ответит-таки и раскроет что-то, то, зная, что он "под колпаком" в этой конкретной сети просто не станет ею пользоваться. Он просто ищет другой мессенджер, чтобы решить свою задачу. И в результате этим законом мы таких людей вытесняем в зону, еще менее доступную правоохранительным органам, предупреждая, что здесь общаться не надо. 

 
Участник фестиваля Comic Con Russia / АГН "Москва" / фото: Кирилл Зыков

В этом смысле подобные законы кажутся мне очень большой ошибкой: они вряд ли в серьезных случаях криминала помогут правоохранительным органам. Мне кажется, что разумнее было такой закон вообще не использовать. И, кроме того, у таких законов есть и другой побочный эффект, связанный с тем, что добропорядочным пользователям они не нравятся. Многим это представляется (как и мне) нарушением конституционного принципа, который охраняет тайну переписки. Это и экономически не очень выгодно, потому что людей и их тайны, которые они хотят скрывать, когда они знают, что эти тайны, возможно, будут доступны какому-то недобросовестному сотруднику (а то, что доступ к этой информации осуществляется без санкции суда или прокуратуры, без какого-то контроля, в общем понятно – это оперативный доступ, он быстро организуется, и число потенциальных "ушей" и "глаз" оказывается очень большим), вытесняют в какие-то иные формы коммуникации. Хотя они и не являются злоумышленниками.

И да, все это не идет на пользу экономике. И это только кажется, будто такая мера повышает безопасность. Это не повышает безопасность. Да, это может упростить ловлю всякого бытового криминала, который сидит в социальных сетях. Но бытовой криминал и так ловить не очень сложно, так что это будет максимум облегчением жизни ленивым правоохранительным органам. Но никак не улучшением общественной ситуации в области безопасности», – считает Михаил Брауде-Золотарев.

Брауде-Золотарев Михаил
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).