будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 19, 2025
Страна
Конрадова Наталья

Все, что после 1945-го

Все, что после 1945-го
a98_10a

После Великой Отечественной войны военный патриотизм еще долго был практической вещью. Можно было смело праздновать 23 февраля, потому что это был День Защитника Родины. С тех пор «Родина» стала «родиной», Великая Отечественная – национальным мифом, а 23 февраля – известно чем: просто Мужским Днем. Сегодня носки или бритву с не меньшим основанием могут получить те, кто в свое время откосил от армии.

Между тем война, с редкими перерывами, продолжалась всю советскую историю, да и сейчас не закончилась. Официальные названия демонстрируют редкие эзоповы возможности русского языка: «локальные войны», «выполнение интернационального долга», «боевые действия на территории других стран», «необъявленные войны», «горячие точки», а также «гибель в мирное время» и «войны второй половины XX века». А в итоге выходит «война сами-знаете-где».

«Локальная» война - это, как показывает лингвистическая экспертиза, такая война, которая не является мировой. А мировых было всего две, причем Первая уже давно перешла в ведомство археологии. Остается только Вторая – та, память о которой до сих пор формирует и национальную идею, и международную политику. Вот и получается, что «локальные войны» – это все, кроме Второй Мировой. Наверное, потому что только она считается правильной и справедливой. Кстати, иногда на памятниках так и пишут: «Погибшим во всех войнах после 1945 года».

Сначала о войне знали только матери солдат и соседи. И этого было достаточно: цинковый гроб, «черный тюльпан» и инвалид в камуфляже стали неотъемлемыми признаками советской реальности. Война, казалось бы, закончилась, но вскоре началась снова – и опять едут гробы, но теперь под аккомпанемент открытия новых памятников (мемориалы погибшим «в горячих точках» начали ставить с начала 1990-х – с тех пор, как память об Афганистане стала легальной). Невзирая на официальную игру слов, матери и соседи ставят памятник конкретным людям, погибшим на конкретной войне. Они все понимают, да сказать не могут – молча кладут цветы и скидываются на ремонт ограды.

Памятники продолжают ставить и сегодня, но все чаще они посвящаются «всем воинам» - то есть никому конкретно. Характерный для «афганских» памятников экспрессивный солдат, погибающий в муках на чужой земле (вмурованный в стену, проткнутый арматурой, у треснутого камня и т.п.) постепенно уступает место спокойному солдату, уставшему воевать: он сидит, опустив оружие. Все реже можно встретить назидательные, полные экспрессии надписи («Мы чисты перед тобою, Родина! Будь и ты перед нами чиста!» - с памятника в Ростове). В общем, образ «поэтизируется» - а если честно, отчуждается от человека и события. Теперь он абстрактный и не особенно напрягает зрителя кошмарами насильственной смерти.

Такой памятник, по обоюдному согласию ветеранов Афганистана и местной администрации, поставили недавно в московском районе Марьино (скульптор – В.А. Суровцев).  Но не успели его открыть, как местная общественность выразила недовольство тем, что «уставший солдат» больше напоминает дезертира, а потому не может служить наглядным образцом для патриотического воспитания. И действительно: если солдат больше не герой, то зачем ему быть солдатом?

Меня всегда удивляло патриотическое воспитание, основанное на памяти о погибших на войне. Когда-то давно это касалось только Великой Отечественной, и тогда без инициации возле Неизвестного солдата невозможно было проявить лояльность советской стране и стать ее полноценным гражданином. Но ведь и сегодня, когда уже почти официально речь идет о несправедливых жертвах локальных войн, «афганцы» проводят свои мероприятия с целью воспитать молодежь патриотически. То есть те самые люди, с которыми родина в свое время обошлась, мягко говоря, нехорошо, хотят, чтобы эта история продолжалась.

 

Все войны «второй половины XX века» – и для самих ветеранов, и для обычных россиян, равнодушно празднующих свое 23 февраля, – суть одна война, далекая и экзотическая. Наша коллективная память не разделяет в ней конкретных событий. Пожалуй, только Афганская выделяется среди других войн, и только у «афганцев» есть сегодня официальный статус, приравненный недавно к статусу ветеранов Великой Отечественной(!). Память об Афганистане легальна, потому что он был ошибкой позапрошлого режима и уже давно вошел в словарь официально излюбленных риторических приемов. А Чечня? Ее и не было вовсе. Так, «установление конституционного порядка вооруженными средствами» или что-то в этом духе – нормальная государственная необходимость. И хотя количество жертв в Чечне давно превысило потери в Афганистане, мы по привычке продолжаем обходить острые углы с помощью эвфемизмов места («локальный») и времени («после 1945»).

За память о погибших сегодня отвечают именно и только ветераны Афганистана. Они и деньги собирают, и внешний вид заказывают. Тех, кто погиб в Чечне, автоматически записывают в «воины-интернационалисты» и добавляют к «афганским» спискам на гранитных досках. А памятников, специально посвященных жертвам Чеченской войны, не существует. Местные власти, ответственные за благоустройство, объясняют свои отказы тем, что слишком мало времени прошло и мемориализация пока не уместна. С этой, административной точки зрения, проблема ясна: война еще жива, и она не имеет удовлетворительных оправданий. А за неимением новых объяснений народ пользуется старыми, проверенными – афганскими. В переводе с языка скульптуры и поэзии они звучат так: «Мы погибаем за родину, которая предает нас».

Формально Чеченская война является внутренней, а ее цели объявлены в терминах «наведения конституционного порядка» (то есть заведомо «справедливы»). А россияне воспринимают Чечню как внешнюю по отношению к России территорию. Вопреки официальному статусу и публичным политическим утверждениям, для большинства Чеченская война стала очередным продолжением несправедливой и неоправданной войны в Афганистане.

Вообще говоря, у нас и без «локальных конфликтов» хватает военных жертв – по официальным данным, каждый год от дедовщины, болезней и несчастных случаев («небоевые потери») погибает около 2000 солдат. В Чечне за год погибало столько же, в Афганистане – на 500 человек меньше.

Ну, а родина все больше напоминает дракона, которого каждый год кормят новой девушкой. Мы привыкли жить с расщепленным сознанием: все иронично поздравляют друг друга с Днем Лишнего Выходного, хотя давно пора переименовать его в День Памяти.

См. также другие тексты автора:

  • Иосиф Сталин. Перезагрузка
  • Русский Шрек в эпоху сетевой демократии
  • Гражданская инициация первоклассников
Конрадова Наталья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).