будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Страна
Леонова Полина

Все под Бобом ходим

Вчера в Кремле прошел Съезд любителей БэГэ v старого доброго бога, прошедшего с нами путь от безбашенного питерского подполья до Кремля. Стебаться над ним даже глупо, он для нашей культуры сделал довольно много всё-таки. Давайте лучше все вместе споём ему «Многая Лета» и «Хэппи бёздей ту ю». 27 ноября БэГэ отпразднует свой день рождения, но уже в эти дни мы можем пойти на концерты, посвященные v заранее v этому торжеству.

То, что БэГэ v бог, видно из сокращения «БГ», надо только сверху поставить титло. На эту тему были и каламбуры v например, «что не от Боба, то от лукавого». В фильме «Асса» мальчик прямо говорит: «БэГэ v бог, от него сияние исходит». Его звали ещё «музыкальным гуру». И было в те годы такое настроение питерское, когда всем хотелось чего-то эзотерическое услышать. Вообще, люди тянутся к тайному, сокровенному знанию. К обычному знанию v «экзотерике», v так почему-то не тянутся. Даже слова этого многие не знают. «Эзотерику» v все знают, а «экзотерику» v как раз нет, только посвящённые (или просвещённые). Хотя, по идее, наоборот должно быть. А Боб отвечал потребности в тайне, недаром соответствующее растение магическое встречается в мифах и сказках. В общем, надо запомнить все имена его v Мастер Бо, БэГэ, Боб, бог.

Гребенщиков пришёл в нашу жизнь, когда мы были ещё несмышлёные «тины», некоторые из нас даже успели прослушать «доисторические» альбомы «Аквариума» на катушечных магнитофонах. Потом пошли официальные релизы, сборники текстов с комментариями и библиографией, стало ясно, что БэГэ v это классика, живой символ, выражающий какую-то ветвь нашего нонконформизма. С Гребенщиковым мы прошли из застойных лет, через Горбачёва и Ельцина, к Путину. Менялись мы, менялась Россия, менялся Гребенщиков. Сначала v питерский андеграунд-подполье. Там был ещё Майк Науменко, например, и другие люди. Потом они умерли, сгорели от этой роковой жизни, от рока, в смысле v музыки рок. И Боб пел для них так: «Рок-н-ролл мёртв, а я?»

Были кухни, независимые рок-лаборатории. А потом Горбачёв интегрировал рок в свой культурно-политический истеблишмент, где Боб сразу стал знаковой фигурой. Со своим мягким загадочным голосом, который менялся на протяжении лет, но узнаваемый «гребенщиковский элемент» всегда оставался. И этим голосом он всегда пел про траву, про Вавилон, про христианство, буддизм, про божественное дао, про языческую Кострому и даже про какой-то «шалом, леитраот», что означает по-русски v «здрасьте, до свиданья». И все мотивы, независимо от вероисповедания, составляли структуру его поэтического мира.

Многие песни БэГэ принципиально неинтерпретируемы, и в этом их фишка. Так, в стихах про «Иннокентия» чувствуется след традиции, ведущей от обэриутов, абсурдистов, к современным концептуалистам, питерским митькам и московским витькам. У него регулярно идут какие-то странные псевдоцитаты v не то литературного, не то сакрального происхождения, обыгрываются несуществующие контексты. Кто такие Козлодоев, Иван Бодхидхарма, человек из Кемерова? И это ведь ещё самое понятное у него. Было даже такое мнение, что он жулик, манипулирующий штампами, а пипл это хавает v в тоске по всяким трансцендентным смыслам. Но ведь таким жуликом является на каком-то уровне любой поэт, просто у Гребенщикова это иногда более очевидно. Он опирается на вдохновение и пишет, как попало, получаются разные непонятные вещи, и на них уже можно «гадать». Как будто он оракул, транслирующий что-то, ему самому неизвестное. Недаром он одно время выступал в клубе «Оракул божественной бутылки».

Когда говорят «Гребенщиков» v понятно, что это классик. Его можно сравнить с поздним Пушкиным. «Реки глубокие плавно текут, люди премудрые тихо живут». Та же прозрачность философии жизни, те же, что у позднего Пушкина, христианские, буддистские ценности. Недаром Боб пел о «Дубровском», вспоминал и Шекспира. Ещё другой его аналог в русской литературе v Лев Толстой. Ведь и Пушкин, и Толстой, и Гребенщиков v боги. А более современной частичной аналогией будет Пелевин, который не бог, но судьба которого всяко неотделима от поисков российской Саньясы.

Однажды Гребенщиков спел песню Волохонского-Хвостенко «Рай» на мотив средневековой лютни. Для простого народа он спел «под (вместо апокалиптического «над») небом голубым», а у вола, «преисполненного очей», для ритма отрезал «пре». Многие думают, что это песня Гребенщикова, в каком-то смысле он её сделал своей, как в попсе Пугачева (богиня!) сделала своим Мандельштама. Ещё он пел Вертинского, но не совсем удачно. Вертинского нельзя петь, с ним надо «что-то делать», как, например, делает у нас Хоронько.

В рок девяностых пришла уже новая кровь v «Гражданская оборона», другие. Егор пел: «Если б я мог выбирать себя, я был бы Гребенщиков-», v в этом уже была ирония. И рок уступил место экстремального, ведущего стиля нонконформистов v другим, смешанным, учитывающим традицию и шансона, и авторской песни, и разных видов попсы. Поэтому после некоторых альбомов уже говорили: «Боб умер». И все-таки он воскрес, оказался бессмертным, как настоящий бог. В «Сестре Хаос», «Песни Рыбака» он достиг, mutatis mutandis, пленительной настоящести, расслабленности, отвязности «Треугольника». Презентация «Песни Рыбака» была во МХАТЕ. Не на кухне, не в рок-лаборатории, а в театре, на котором нарисована чайка. Это, конечно, знаково. И альбом достоин этих стогн. Или стогнов. В общем, подмостков. Ведь в каком-то смысле люди увидели спектакль, или хотя бы какой-то его кульминационный акт v мистерию воскресающего бога.

Леонова Полина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).