Недавно исполнилось 15 лет со времени начала официального сотрудничества нашей страны – тогда еще Советского Союза – с Международным Валютным Фондом (МВФ). В глазах большинства россиян (как, впрочем, и в глазах жителей других стран мира) эта организация несколько демонизирована, хотя ничего особо страшного в ней нет. Фонд был создан со вполне благородными целями, и не его вина, если на него «навешивали» недостатки тех или иных реформ, осуществлявшихся в разных странах. То же самое случилось и у нас – проводя вполне назревшие и даже перезревшие реформы, российское правительство пользовалось поддержкой МВФ – и он тут же стал виноват во всех бедах российской экономики.
Хотя если вспомнить историю, то в создании этой организации в 1944 году принимал участие Советский Союз, подпись его представителя стоит под учредительными документами Фонда. И это не случайно. Хотя МВФ возник сразу после войны как одно из подразделений Организации Объединенных Наций, идея создания возникла гораздо раньше, в конце 30-х годов, как реакция на резкое сокращение международной торговли во время и после Великой депрессии 1929-1933 годов. А сократился международный обмен потому, что каждая из стран, активно торгующих на мировом рынке, стала требовать оплаты своих экспортных товаров только золотом и в то же время категорически отказывалась оплачивать золотом свой импорт. В результате объемы мировой торговли упали, и в проигрыше оказались все.
Основные участники мирового рынка долго искали выход из создавшегося положения, в которое они сами себя загнали, и одним из выходов оказалось создание наднационального Центрального банка, в число акционеров которого должны были войти все или почти все страны мира.
Взнос (квота) стран-акционеров должен был состоять из золота или двух наиболее устойчивых валют того времени (доллара и фунта стерлингов), и этот коллективный золотой запас и валютный резерв должны были использоваться для финансирования дефицита внешней торговли, который, естественно, время от времени возникает у той или иной страны мира. Здесь, по всей видимости, и состоял интерес СССР, так как разрушенное войной хозяйство проще всего было восстановить за счет импорта иностранного оборудования и материалов, на оплату которого средств у страны не было. И МВФ со своими кредитами мог бы помочь нашей беде. Но отношения были разорваны и восстановились только в 1991 году.
Восстановление отношений с МВФ и включение в его деятельность происходило в условиях, которые были очень сильно похожи на послевоенную ситуацию. То есть, конечно, страна не лежала в руинах, и не было двадцати миллионов погибших, но вот падение производства и общая деградация экономических отношений чем-то напоминали 1944 год. Учитывая эти условия, МВФ и предоставил России финансовую поддержку.
Страна с неконвертируемой валютой (а именно такие страны и пользуются в первую очередь услугами МВФ) могла получить твердую валюту для покрытия дефицита, предложив Фонду в качестве залога свою валюту. В пределах страновой квоты твердая валюта выдавалась сразу и без ограничений, а дополнительные ресурсы (еще 200% от квоты) можно было получить, пройдя ряд согласований и представив программу реформирования национальной экономики, которая должна была бы привести или к увеличению экспорта, или сокращению импорта. Эти последствия реформ – рост экспорта/снижение импорта – и призваны были в итоге увеличить валютные резервы страны, из которых она смогла бы погасить полученные от МВФ ресурсы в твердой валюте.
При этом, предоставляя валютные ресурсы странам с торговым дефицитом, МВФ в первую очередь имел в виду интересы стран-экспортеров, которым надо было иметь гарантию оплаты поставляемых товаров в страны с неконвертируемой валютой. И МВФ такую гарантию давал. Правда, не просто так, а под программу реформ, выполнение которой должно было служить (наряду с заложенной валютой страны-заемщика) гарантией возврата средств уже для самого МВФ.
Естественно, наша страна идеально подходила под эту схему. Реформы производить было жизненно необходимо, а потребность в импорте была практически неограниченной. Поэтому получить твердую валюту для оплаты импорта и под экономические реформы – это была прекрасная находка для российской политиков, которой они и воспользовались. Реформы начались 1 января 1992 года, а первый валютный транш был получен сразу же после официального вступления в МВФ, в августе 1992 года. Транш был небольшой и погоды не делал, но он стал фактическим признанием успешности проводимых реформ. Потом, по мере совершения очередных реформаторских шагов, ресурсы Фонда предоставлялись вновь – во все возрастающих размерах. Всего Российская Федерация получила шесть траншей на сумму, близкую к 20 млрд долл.
Правда, роман России с МВФ чуть было не закончился трагически. Дело в том, что Фонд, как всегда, не оправдал ожиданий российской стороны. Во время кризиса 1998 года, когда от него ждали массированных валютных вливаний, он выдал всего один кредит, который ситуацию не спасал, а потом просто умыл руки. После чего произошел хорошо известный дефолт и девальвация, приведшие к изменению всего экономического ландшафта страны. И в этом изменении ландшафта МВФ уже никакого участия не принимал.
Дальше была известная история. После быстрого роста мировых цен на товары российского экспорта у федерального бюджета России оказались достаточные суммы для того, чтобы точно в срок гасить задолженность, а потом даже ликвидировать ее досрочно. При этом, естественно, ни о каких новых кредитах речи уже не шло – валюты в стране стало навалом, и внешние заимствования оказались просто не нужны.
Тем не менее сбрасывать со счетов эту организацию пока рановато – она еще может оказаться очень полезной: избыток валюты, который мы сейчас наблюдаем, может оказаться временным. Если наши любимые нефтяные цены все-таки упадут, приток валюты замедлится, что тут же скажется на внутреннем валютном рынке. Причем очень хорошо понятно, как именно скажется. Сейчас, когда доллар падает, его продают, но когда (если) он пойдет вверх – снова станут покупать. В результате, вполне вероятно, возникнет ситуация ажиотажного спроса. Вот тогда-то и понадобится МВФ с его валютными ресурсами, которые помогут поддержать валютные резервы Центрального банка РФ и не допустить их полного исчерпания.