Борис Грызлов может возглавить единороссов не в Питере или Ленобласти, а в Туле. Некоторые усмотрели в этом ослабление позиций спикера. Однако это общая политика правящей партии и даже правящей элиты: любого чиновника можно спокойно, по мысли властей, перемещать на любую должность.
Список единороссов по Тульской области возглавит спикер Госдумы Борис Грызлов, который сперва рассматривался как лидер списка в Ленобласти, пишут «Ведомости». Ответственный в партии за «креатив», давний соратник Грызлова Юрий Шувалов пояснил изданию, что у Грызлова в регионе жили оба дедушки, а окончательное решение — Ленобласть, Тула или Приморье — все еще не принято. Спикер пока еще, как кажется, из комментария, выбирает.
Тема, безусловно, не самая значимая. Однако то, что Борис Грызлов может пойти не от Ленинградской области или Петербурга, а из куда менее значимой Тулы, уже заставило наблюдателей говорить о возможной грядущей утрате им поста спикера Госдумы после выборов.
Можно, правда, вспомнить, что пост спикера в условиях управляемой демократии и почти полного контроля за Госдумой со стороны кураторов от исполнительной власти номинален. Но даже в этом случае мы можем стать свидетелями весьма показательного события — Борис Грызлов, неизменно возглавлявший нижнюю палату парламента с 2003 года, то есть протяжении двух созывов, может покинуть свой пост.
Символически это было бы крайне сильным ударом по позициям Грызлова как политика. Впрочем, в истории показательна не личная судьба Бориса Грызлова (пока что слухи о потере поста могут восприниматься лишь как досужие сплетни), а для самого принципа выдвижения тех или иных кандидатов от партии. В помощь единороссам уже брошено подкрепление в виде членов федерального правительства. Например, родной для Грызлова питерский список возглавит, как считается, другой петербуржец, вице-премьер Дмитрий Козак. Остальных вице-премьеров с регионами, где они будут продвигать ЕР, связывает не так много. Вряд ли, скажем, куратор ТЭК в правительстве Игорь Сечин имеет большое представление о балансе политических сил и специфических проблемах Ставрополья.
Вот и Грызлов, возможно, пойдет по Туле, к которой он никогда не имел прямого отношения. Конечно, Грызлов довольно известный политик среди тех, кто политикой интересуется. Однако с рейтингом доверия у него дела обстоят посредственно. По данным ВЦИОМа, Грызлову на сегодня доверяет 1 процент опрошенных, не доверяют — 2. Насколько Грызлов популярен в Туле — это вопрос. Как и то, смогут ли пропагандисты единороссов донести до каждого, что Грызлов - потомственный туляк. Тактика «варягов»-федералов может сработать только в случае, если другие партии выставят совсем уж бессмысленных спикеров.
Кадрово-географическая чехарда не является ноу-хау исключительно «Единой России». По довольно странным регионам шли некоторые эсеры в 2007 году, того же можно ожидать и от «Правого дела». Правда, партии-миноритарии обычно стараются отправить кого-то из важных для партии кандидатов в регион, где велики шансы на попадание в Госдуму — у них просто меньше потенциальных мандатов изначально.
Принцип восходит еще к советским временам, хотя многие руководители брежневского времени все-таки были специалистами в той отрасли, которой управляли. Ныне любой чиновник из — условно — питерской мэрии может качать газ, вести выборную кампанию, заниматься проблемами строительства жилья. Неважно, имеет ли он представление о газовой отрасли, являлся ли хоть когда-то публичным политиком и есть ли у него представление о принципах градостроительства.
Правда, при всех плюсах у системы ротации одних и тех же лиц из приблизительно одной команды есть ограничители. Применительно к выборам существует пара свежих примеров. Например, это выборы мэра Иркутска, которые проиграл кандидат-»варяг», поддержанный губернатором-»варягом». И выборы в ХМАО, где под руководством нового губернатора, присланного из Москвы, ЕР потеряла 10 процентов на региональных выборах. Не произойдет ли того же с выборами в Госдуму? Надо полагать, что риск этого не очень велик. Во-первых, у партии будет все еще популярный (хотя и теряющий позиции) Владимир Путин. А во-вторых, у партии будет явно не враждебный процесс подсчета голосов.