будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Выкройки для российской территории

Выкройки для российской территории
98_04

На этой неделе вдруг выскочила интересная, очень перспективная и опасная тема: тема территориального деления России. В понедельник замминистра экономического развития Мухамед Циканов рассказывал о новых принципах районирования территории России (которые базируются на методике, разработанной Институтом географии РАН и Всероссийским научно-координационным центром по проблемам Севера).

Эта методика предполагает создание в России шести зон комфортности: от самой некомфортной, где невозможно длительное проживание – в Арктике, до самой комфортной - на югах. Зона от зоны будут отличаться среднегодовой температурой, продолжительностью отопительного сезона, гористостью и даже заболоченностью. При этом зонирование территории России по климатическому признаку носит не столько естественно-научный, сколько самый что ни на есть прикладной характер.

Первое следствие – экономическое. Потому что теперь предполагается определять специальные территориальные надбавки к тарифам и окладам рабочих и служащих в зависимости о того, в какой зоне находятся предприятия, на которых они работают. Естественно, что за нахождение в некомфортных зонах будут идти доплаты, а за работу в комфортных – не будут. Формально ничего нового в этом предложении нет – в СССР и в России существовали и существуют надбавки за работу в районах Крайнего Севера ("северные коэффициенты"). Система эта сложилась давно и использовалась в качестве одной из мер экономического стимулирования привлечения рабочей силы в малоосвоенные и трудные для проживания районы Крайнего Севера.

В централизованной плановой экономике эта мера кое-как работала, но после ее ликвидации оказалось, что в рыночных отношениях она является скорее тормозом, чем стимулом. Потому что искусственно удорожала стоимость рабочей силы в этих самых крайне северных районах и делала неконкурентоспособной произведенную там продукцию. Причем если бы "северные коэффициенты" распространялись действительно только на крайне северные районы, то в этом бы большой беды не было. Так как там производятся (а вернее добываются) только редкие или очень эффективные полезные ископаемые. Которые продаются так дорого, что за их счет вполне можно оплачивать и северные надбавки. Но, к сожалению, в советские времена система северных надбавок расползлась по территориям, которые к "северам" никакого отношения не имели. И где никаких особо полезных ископаемых не добывали, а шлепали обычную массовую продукцию, которая из-за надбавок к зарплате была несколько дороже, чем ее аналоги, произведенные немного южнее.

Но это все – цветочки. В принципе проблема районирования для такой большой и неоднородной страны, как Россия – это лишь отражение отсутствия или наличия политики освоения территорий, в первую очередь остро нуждающихся в такой политике – Северных и Восточных.

На карту России всегда накладывалось несколько сеток деления территории. Кроме административных границ, это были военные округа, экономические районы и, конечно, сетка часовых поясов. А административные границы, в свою очередь, дополнялись этнографическими – по местам компактного проживания национально-культурных автономий. Естественно, кроме глобальных по своему влиянию разграничений были не столь значимые, но от этого не менее важные градации территории. Например, по ценовым зонам.

Многие, наверное, помнят, как в советские времена на этикетках трех- и пятилитровых банок с маринованными огурцами и помидорами указывались три цены – для первого, второго и третьего ценового поясов. Не можем утверждать наверняка, но сильно подозреваем, что одна такая этикетка случайно попалась на глаза какому-нибудь крупному государственному деятелю, после чего давно витавшая в воздухе идея нового зонирования страны приобрела материальное воплощение.

Каким будет это воплощение на практике, то есть на карте, сейчас сказать трудно. Трудно потому, что проект зонирования территории страны по климатическому признаку как нельзя кстати пришелся на период дискуссий о новом административном делении страны. И формальное отнесение той или иной области (особенно ее части) к комфортной или некомфортной зоне смогло бы послужить поводом для изменения административных границ нынешних субъектов Федерации.

В самом деле, если область делится границей климатической зоны на две (а может и три) части, то как тогда финансировать расходы этих совершенно разных территорий в рамках одного бюджета? Где гарантия, что областные финансисты направят бюджетные средства именно на выплату надбавок служащим в северных территориях, а не пустят их на какое-нибудь строительство в южных? Другое дело, если административная единица расположена в климатическом районе с постоянными характеристиками. Вот вам одна из логик возможных территориальных реформ.

Опасность этой темы состоит в том, что, попав в тенденцию перекройки российской территории, можно наделать в этой области много вредного под брэндом “укрепления вертикали”. Но тема важная: по отношению к нынешним административно-национальным регионам политику развития или освоения строить невозможно, потому что они никак не соотносятся с хозяйственной логикой. А проблема северных надбавок (или региональных наценок) – только намек на отсутствие федеральных проектов развития российских территорий.

Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).