Путин будет смотреть на россиян с предвыборных материалов «Единой России». Правда, самого Путина в бюллетене не окажется. Впрочем, непонятно, прибавляет ли Путин что-то партии и сколько именно. Зато вся управленческая вертикаль будет постоянно видеть, какая партия — единственно правильная.
Путин разрешил использовать себя в агитации. О том, что теперь единороссы смогут спокойно вешать лидера на свои предвыборные биллборды сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. «Необходимое разрешение Путин подписал», - сказал он.
Собственно в этом мало кто сомневался. Образ Путина — зримый или незримый — единороссы и так всячески используют. Началось это еще в пору выборов в Госдуму 1999 года, когда движение «Единство» всячески связывало себя с молодым, энергичным премьером в противостоянии с губернаторской фрондой из «Отечества-Всей России».
После того, как губернаторская фронда подняла руки вверх и на базе двух движений была слеплена партия «Единая Россия», Путин пригодился и ей. «Россия должна быть сильной, единой. В.В.Путин» гласила агитация единороссов в 2003 году. В 2007 году единороссы и вовсе возвеличили президента Путина настолько, что присвоили ему звание лидера партии и даже лидера нации.
Помимо единороссов изображение Путина в предвыборных целях иным партиям разрешали использовать лишь однажды. На региональных выборах в Липецкой области Путина вешали на свои плакаты эсеры. Они тогда называли себя «второй ногой власти» и костыль в виде Путина на выборах был логичен.
Впрочем, смелый эксперимент с эсерами так и остался единичным случаем. Очевидно, что путинский электорат, как и админресурс, не делится пополам и у избирателя даже от заявлений о поддержке премьера сразу нескольких партий случается некоторое расстройство сознания. Посему образ Путина был закреплен за «партией власти». Логично, что в предвыборную пору агитматериалы ЕР, которая собственным высоким рейтингом похвастаться не может, вновь были заточены под идею «партии Путина».
Однако здесь имеется один маленький нюанс. Жесткая связка «Путин-партия» может дезориентировать избирателя, но незадача в том, что никакого Путина в избирательном бюллетене не будет. Вместо него люди, которые придут на избирательные участки 4 декабря, увидят в списке партии совсем другого тандемократа — Дмитрия Медведева. И все ту же «Единую Россию», которая многим успела надоесть хотя в силу аморфности и бестолковости местных партийцев и даже их федеральных лидеров.
Вообще вся кампания, заточенная под Путина, была поставлена под удар из-за внезапного для большинства партийцев и региональных руководителей решения о рокировке Путин-Медведев и включении последнего в список единороссов.
Вряд ли избиратели так уж внимательно будут изучать списки. А предвыборные плакаты будут им разъяснять, что Путин и партия едины. В телеэфире партию также хвалят оба тандемократа и то обстоятельство, что одного из них в списке не будет, вряд ли существенно скажется на популярности партии.
Иное дело, что оценить, сколько конкретно процентов Путин прибавляет единороссам, довольно трудно. Механически отнять от «рейтинга Путина» «рейтинг единороссов» вряд ли возможно даже постфактум. Известно, что значительная часть россиян голосует за «партию власти» в приказном порядке и/или по «профессиональному» (региональные и муниципальные чиновники, военные, бюджетники) признаку. Оценить, любят ли они Путина и отличают ли его от «Единой России» невозможно.
Как невозможно вычленить и симпатизантов «власти вообще» - не конкретно «Путина» или какой-то властной институции, а просто власти. Даже идеи власти или «сильного государства». Нельзя и понять, сколько тех, кто голосует за Путина или ЕР по принципу «больше не за кого». Сложно понять, сколько Путин отнимает голосов у партии в регионах с популярными губернаторами во главе списка (впрочем, усилиями Дмитрия Медведева таких почти не осталось). И так далее.
Однако до тех пор, пока действующий премьер остается самым влиятельным политиком в стране, его поддержка той или иной силе будет содержать внятный месседж, который понятен разнообразным элитам — от министра и «олигарха» до мэра маленького города. «Этих нельзя обижать, они — наши» - говорит Путин с плаката министру, «олигарху» и мэру маленького города. Так что сила не в правде, чтобы себе ни думали пиарщики Михаила Прохорова. Сила — в Путине.