Сегодня ночью – уже после того, как были сверстаны номера печатных газет – стало известно, что компания "Роснефть" приобрела 100-процентную долю победителя аукциона по продаже "Юганскнефтегаза" ОАО "Байкалфинансгруп". Таким образом "Роснефти" досталась и вся собственность компании, основную часть которой – если не единственную – и составляют 76,79% акций "Юганскнефтегаза".
НК “Роснефть” – единственная российская нефтяная компания, полностью находящаяся в собственности государства. Совет директоров "Роснефти" возглавляет замруководителя администрации президента Игорь Сечин, директор госкомпании – Сергей Богданчиков.
Между тем "Газпром", называвшийся ранее в числе возможных покупателей "Юганска", возможно, в ближайшее время сольется с "Роснефтью", и в этом случае речь пойдет о создании новой нефтяной "дочки" газового монополиста. Ранее эту функцию выполняла созданная меньше месяца назад "Газпромнефть", но накануне аукциона по "Юганскнефтегазу" "Газпром" спешно сбыл ее с рук частной фирме. На решение “Газпрома” повлияло определение американского суда, запретившего “Газпромнефти” участвовать в аукционе по “Юганскнефтегазу”, а синдикату западных банков – кредитовать претендентов на главный актив ЮКОСа. Между тем пока план слияния "Газпрома" и "Роснефти" под большим вопросом: оценка обеих компаний еще не завершена.
На свежую покупку "Роснефти" уже откликнулся ЮКОС. Пресс-секретарь компании Александр Шадрин заявил, что она будет продолжать оспаривать законность проведения аукциона. "Покупатель "Юганскнефтегаза" приобрел себе серьезную головную боль. Если конечным бенефициаром данной сделки является компания "Роснефть", это будет означать, что это заявление распространяется и на данную уважаемую компанию. ЮКОС подтверждает, что будет всеми законными методами оспаривать эту незаконную с нашей точки зрения сделку в интересах десятков тысяч акционеров нефтяной компании", -заявил Шадрин.
О том же заявил и представитель адвокатской конторы Fulbright & Jaworski, представляющей интересы ЮКОСа в суде по банкротству в Хьюстоне. Именно этот орган 17 декабря вынес временный запрет на продажу акций компании "Юганскнефтегаз". Однако в России этот вердикт силы не имеет, поскольку такие решения могут выносить лишь отечественные суды. Тем не менее, решение хьюстонского суда могло повредить банкам, которые были готовы предоставить кредит для приобретения "Юганскнефтегаза". Кроме того, могут быть заморожены активы покупателей "Юганскнефтегаза".
По словам аналитика компании "СТМ-Инвест" Михаила Пака, ситуация с переделом активов ЮКОСа "мутная", поскольку "невозможно прогнозировать то, чем жестко управляют". "Поэтому компании, которые в принципе могут быть вовлечены в формирование новой государственной нефтяной структуры, особенно уязвимы. Акции "Газпрома", так же как и акции Сургутнефтегаза потеряли в цене более 3%. ЮКОС, напротив, подорожал на 20% (данные ММВБ), компания уже превратилась в перышко, которое легко уносит вверх формальным позитивным потоком", - заявил он. Кроме того, по словам Пака, неясно, "повлияет ли новоприобретенный актив "Роснефти" и ее дальнейшая стратегия по превращению компании в национальную энергетическую корпорацию на слияние с Газпромом".