будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Страна

Юрий Сапрыкин: «В оппозиции имеет место кризис репрезентативности»

Юрий Сапрыкин: «В оппозиции имеет место кризис репрезентативности»
saprykin-124
Юрий Сапрыкин

Шеф-редактор объединенной компании «Рамблер-Афиша» Юрий Сапрыкин, ведущий дебатов в преддверии выборов в Координационный совет оппозиции, в интервью «Полит.ру» рассказал, что видит сейчас огромные возможности для лидеров протестного движения. Но возможности эти омрачены кризисом: оппозиция и народ живут в разных мирах.

20-21 октября пройдут выборы в Координационный совет оппозиции, в которых примут участие около 70 тысяч человек. Вот сейчас идут дебаты между кандидатами, и вы как ведущий принимаете в них участие. Расскажите, насколько это, по-вашему, важный процесс и что он может дать в результате несистемному оппозиционному движению?

В этом процессе есть несколько составляющих. Но главное - это возможность для многих-многих людей выйти из привычного для них формата уличных протестных акций и впервые пройти через процедуру самой настоящей избирательной кампании. С той же целю оппозиционные кандидаты (Евгения Чирикова – «Полит.ру») проходят сейчас же аналогичную процедуру на выборах мэра в подмосковных Химках. Для людей, которые собираются заниматься политикой не только на улицах, – это чрезвычайно полезный и продуктивный опыт, чем бы он в итоге ни закончился.

Чем таким уж неожиданным он может закончится?

Ну, например, если Координационный совет не оправдает своих ожиданий, если в Химках победит кандидат от действующей городской администрации  (Олег Шахов – «Полит.ру») – в любом случае участие в этих процессах станет для оппозиции бесценным опытом.

Какие еще составляющие этих процессов вы бы отметили?

Сейчас происходит процесс кристаллизации политических идей и политических платформ. Всем оппозиционным политикам приходится подробно объяснять, зачем они нужны, за что и против чего они выступают. Они начинают ясно видеть, в чем они совпадают и в чем противоречат своим коллегам, участвующим в тех же выборах в Координационный совет. Единство оппозиции становится все более прозрачным, становится понятно, где оно есть, а где его не может быть вовсе. Сама идеология каждого кандидата, его цели и задачи обретают гласность, а не только его флаги и лозунги, как это было раньше.

Третьей важной составляющей процессов, сопутствующих выборам в Координационный совет оппозиции, является то, что

многие из оппозиционных лидеров впервые за долгое время вспоминают, как вообще выглядит публичная политика.

Политика не срежессированная, не управляемая из соответствующих отделов администрации президента. Не симулятивная, не искусственная, а живая и настоящая. Это тоже захватывающий опыт - в том смысле, что наконец-то становится видна разница. Предвыборный процесс, дебаты между парламентскими партиями на ТВ – все это можно было бы принимать за чистую монету. Но здесь, когда появляются и острота происходящего, и риторика другая, и просто поведение кандидатов – поведение живых людей, здесь рождается та разница, которая зрителям уже никогда не позволит обмануться. Мы ведь порядком подзабыли, что такое прозрачная и равноправная избирательная кампания. А пока мы забывали, публичная политика - я имею в виду ту, что видна на экранах телевизоров, - сильно деградировала.

14 октября у нас в 77 регионах пройдет почти 5 тысяч выборов разного уровня, в которых примут участие более 20 новых партий, недавно зарегистрированных Минюстом. И они – тоже оппозиция. Чем эта оппозиция отличается от той, которая сейчас проводит выборы в Координационный совет? Это какие-то две разные оппозиции?

Можно сказать, что выборы в Координационный совет – это просто другой путь.  Да, уже сейчас оппозиция может действовать на реальном политическом поле легально, согласно предложенным рамкам. Есть правила, согласно которым оппозиция может пытаться конкурировать с действующей властью, проводить своих депутатов в муниципалитеты и заксы, и потихонечку-полегонечку создавать ту страну, которую хочет. Но

в Координационный совет сейчас выбираются люди, не готовые сломя голову бросаться в игру с теми, кто уже неоднократно зарекомендовал себя шулером.

Эти люди уверены, что сначала нужно кардинально поменять устройство политической жизни.

И чего же эти люди планируют ждать?

Только с появлением честных правил игры, с появлением реальной конкуренции, с появлением независимого суда, к которому можно апеллировать во всех спорных случаях, возникает ситуация, когда есть смысл принимать участие в региональных и прочих выборах. Пока же следует вести борьбу за изменение правил игры в целом.

Нельзя сказать, что создание Координационного совета – это единственный путь такой борьбы. Никто на сто процентов не уверен, что это будет какой-то ключевой момент в этой борьбе. Но смысл и логика участвующих в этих выборов понятна: Координационный совет – это неготовность части оппозиции играть по общим правилам.

События в том же Брянске, где местный суд снимает кандидата от «Единой России», Верховный – возвращает, а прочие кандидаты заранее снимаются, готовясь, если единоросс вдруг не пройдет, окончательно отменить выборы, – главное тому подтверждение.  Везде, где пытаешься бороться с «Единой Россией», тебя пытаются вымазать дерьмом. Это ненормальная, нездоровая ситуация.

И Координационный совет оппозиции – это поиск инструментов за пределами возможностей митингов, уличных протестов, которые себя исчерпали, так получается?

 Конечно, это поиск новых инструментов, или скорее поиск возможностей их создания. Но вот что митинги себя исчерпали…

Знаете, мы ведь никогда не знаем, как повернется дело, какие сюрпризы нам подбросит жизнь.

Трудно сказать, какие формы политической активности будут адекватны уже через месяц. Если бы вы утром 4 декабря 2011 года спросили бы меня об этом, я бы сказал – да, митинги себя исчерпали.

И был бы полностью уверен в своей правоте. А 5-го, как помните,  был разгон демонстрантов на Чистых прудах (смеется).

Но что мы сейчас видим по окончании эти 9 месяцев, прошедших со дня парламентских выборов? Видимо, этот скачок митинговой активности, ставший беспрецедентным по масштабам, подошел к концу.  И выборы в Координационный совет – это и есть, видимо, другая форма активности. Форма, в которой нужно много и подробно рассказывать о своих взглядах. Но через неделю или месяц-другой, мы этого не знаем, митинги могут снова оказаться на пике. Возможно, это уже будут митинги с другими вождями и другими требованиями.

Юрий, насколько известно, вы достаточно глубоко включены в «тусовку», как сегодня говорят, в сообщество лидеров этой оппозиции и не случайно оказались ведущим дебатов…

Я бы не преувеличивал!

Хорошо, но все же вы видели всех этих людей вблизи, а не из толпы всматривались в трибуны. Как наблюдатель скажите, что за тренды владеют этим сообществом сейчас, как эти тренды менялись в последнее время?

Те события, что происходили зимой, для людей, которых мы сейчас называем лидерами протестной оппозиции, были огромным сюрпризом. Никто не знал, как с этим быть, как согласовывать место митинга, как искать средства на митинги… Все приходилось придумывать на ходу, была масса совершенно новых задач.

И Координационный совет - самое большое достижение, по-моему, прошедшей зимы и весны. Достижение, что все мы, представители совершенно разных политических сил – правые, левые, патриоты, сторонники ЛГБТ, либералы, либертарианцы и так далее, - можем сидеть за одним столом и обсуждать что-то.

Я вижу на дебатах людей, которые год назад на километр бы друг к другу не подошли.

А сегодня они разговаривают - и сами удивляются тому, что это не так уж и страшно. Еще год назад все это было закатано в бетон, а сегодня расцвело и стало публичным.

Вы рисуете очень благостную картину. Неужели ничего тревожного в том, что происходит с этими людьми, нет реальных проблем, которые могут «снова закатать в бетон», как вы выражаетесь, весь этот дискурс?

Да, конечно, к сожалению есть. Есть очень серьезная проблема, и ее Координационный совет лишит лишь отчасти. В этой оппозиции имеет место кризис репрезентативности, что ли. По-прежнему есть ощущение, что лидеры протестного движения и общество, по-прежнему негативно настроенное к внешней власти, – существуют как-то отдельно друг от друга. Они по-прежнему говорят на разных языках. И чего уж тут говорить о диалоге с той частью общества, которая к власти совершенно лояльна? У последних из-за этого вялое равнодушие к оппозиции переросло в совсем уже явное раздражение.  И эта протестная оппозиция до сих пор нуждается в голосе, который мог бы быть услышан и сторонником, и противником. Пока у нее нет голоса, к которому бы хотели прислушиваться, а иногда даже слушаться.

Вы представляете себе, как может быть преодолен этот кризис, и сколько на это может уйти времени?

Это достигается только упражнением (смеется). Непрестанным упражнением. Сколько времени надо – не знаю. Но, уверен, дебаты – это огромный шаг на этом пути.

Юрий, о том, что Координационный совет у протестной оппозиции появится, было заявлено еще в июле. И в октябре у нас только идут дебаты. Не слишком ли медленно оппозиция реагирует на требования политического поля?

Тот процесс, о котором мы говорим, - это чрезвычайно сложная задача. Это не голосовалку в Фейсбуке устроить. Здесь была попытка запустить процесс, который бы вызывал доверие, который был бы защищен от злоупотреблений и в то же время доступен каждому.  И у нас получилось все, но только благодаря тому, что у некоторых из наших коллег уже были готовы соответствующие наработки.

Сейчас эксперты и политологи в один голос говорят о недостаточной активности оппозиции на вновь открывшихся прямых губернаторских выборах. Понятно, что там сейчас выступают не те люди, что выбираются сегодня здесь в Координационный совет. Но вот когда Координационный совет появится, вот эта новая сила, она ведь не позволит обвинить себя в пассивности? Она ведь будет стремительной и активной, выступая единым фронтом под руководством Координационного совета, когда через год снова будут выборы в России, правильно?

До этого надо еще дожить. Пока не ясно, сможет ли Координационный совет действовать как единая сила, как активная сила, как влиятельная сила. Никаких гарантий никто не дает. От выборов сам собой теневой парламент не появится, ему еще предстоит самому с собой разобраться. И на вопрос о том, что будет делать оппозиция на следующих выборах, каждому участнику еще предстоит ответить самостоятельно. Я же полагаю, что у «Парнаса» будет свой ответ, у «Демвыбора» - другой, а если все-таки создадут «Народный Альянс» с Алексеем Навальным – там будут какие-то третьи соображения. Может быть даже, члены Координационного совета вообще могут решить, что им неинтересно заниматься региональными выборами, а интересней сидеть и ждать, когда будет следующий Майдан. Предсказать пока ничего нельзя.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).