Ю.Я.Чайка родился в 1951 г. в Николаевске-на-Амуре. Окончил Свердловский юридический институт. Работал в Иркутской области следователем, первым заместителем прокурора области, главным прокурором Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, прокурором Иркутской области. C ноября 1995 г. по июль 1999 г. - первый заместитель генерального прокурора РФ. Член коллегии Генпрокуратуры, член Межведомственной комиссии по делам Совета Европы (1996 г.), член Межведомственной антитеррористической комиссии (1997 г.), член Межведомственной комиссии по участию РФ в "восьмерке" (1999 г.). Заслуженный юрист РФ (1996 г.). Государственный советник юстиции первого класса (1996 г.).
В апреле - июле 1999 г. - исполняющий обязанности генерального прокурора РФ (после отстранения от должности Юрия Скуратова).
Член временной межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по проверке информации о совершении генеральным прокурором РФ Юрием Скуратовым (с которым Чайка учился в институте) проступков, порочащих честь прокурорского работника, и нарушении им присяги прокурора. Считал, что уголовное дело против Скуратова возбуждено "на законных основаниях".
Скуратов о Чайке: "Юрий Яковлевич Чайка -- человек, которого я достаточно давно знаю по институту: хотя дружбы между нами не было, я отмечал этого студента. Потом судьба нас развела, и когда я попал в институт прокуратуры и затем уже в аппарат, я обратил на него внимание как на человека очень энергичного, требовательного и жесткого в борьбе с преступностью. Он был прокурором Иркутской области, крайне сложной в криминогенном отношении -- в области много колоний, и освободившиеся из них лица оседают там. Но он справился. Достаточно сказать, что в 1992 году из восьми уголовных дел о бандитизме, расследованных в стране, пять пришлось на Иркутскую область. Побывав в шкуре областного прокурора, он на себе испытал все недостатки центрального аппарата -- где мы излишне навязчивы, где мелочные вопросы решаем, а по-крупному не можем помочь". ("Коммерсант", 25.11.95)
9 марта 1999 года сотрудники регионального управления по борьбе с организованной преступностью по Московской области задержали машину с госномером о682оо марки "Донинвест-Кондор", принадлежащую сыну Ю.Чайки Артему (по профессии он адвокат). Как выяснилось, накануне в Одинцовское отделение милиции обратились с просьбой о помощи местные коммерсанты, рассказавшие, что к ним в офис пришли двое мужчин и потребовали заплатить им 60 тысяч долларов. "Вымогателями" оказались два ингуша - Ибрагим Евлоев и Сызыр (Хызыр; Хункар) Чумаков, у них изъяли револьвер, гранату РГД-5 с запалом и героин. На имя Евлоева А.Чайка оформил годовую доверенность на машину. Спецталон "без права проверки", выданный ГИБДД, получал лично Юрий Чайка, который довольно часто пользовался этой машиной, предпочитая ее служебной.
В марте 1999 г. "Коммерсант" писал: "Шансы стать генпрокурором у Юрия Чайки отпали быстрее всех: его репутация пошатнулась после скандала с задержанием в его автомобиле ингушей, подозреваемых в причастности к оргпреступности".
В мае 1999 г. Чайка отстранил от руководства Главным следственным управлением. Михаила Катышева, с именем которого связано расследование всех громких дел последних лет, приняв его обязанности на себя (Катышеву же было поручено осуществлять надзор за деятельностью Федеральной службы безопасности, Налоговой полиции, Государственного таможенного комитета и других правоохранительных органов).
В июле 1999 г. Ю.Чайка сначала намеревался отправиться в двухнедельный отпуск, причем, по требованию президентской администрации, вместо себя он должен был оставить замгенпрокурора по Северному Кавказу Владимира Устинова (для этого пришлось внести изменения в приказ Юрия Скуратова, согласно которому в отсутствие генпрокурора и его первого заместителя (то есть Чайки) руководство прокуратурой возлагалось на Василия Колмогорова -- замгенпрокурора, надзирающего за рассмотрением дел в судах; Устинов хорошо знаком с Б.Березовским).
В конце июля 1999 г. Ю.Чайка написал заявление с просьбой отправить его на пенсию. Б.Ельцин направил в Совет Федерации письмо с просьбой дать согласие на освобождение его от должности.
В июле - августе 1999 г. - первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ. Курировал вопросы борьбы с преступностью и коррупцией.
"Московский комсомолец" (28 июля 1999 г.) опубликовал стенограмму телефонного разговора Бориса Березовского с Валентином Юмашевым. Юмашев докладывал Березовскому, что все, кроме Чайки, согласны закрыть дело по "Андаве" (Чайка продлил на два месяца расследование) и что Александр Волошин вызвал Чайку и предполагаемого нового и.о. генпрокурора Владимира Устинова к себе на ковер. "Сейчас они ведут разговор, может, тебе туда подъехать".
17 августа назначен министром юстиции РФ.
По материалам прессы и информагентств