будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна

Юстиции не по нраву закон об «иностранных агентах»

Министр юстиции Коновалов вновь попытался снять со своего ведомства ответственность за проверки некоммерческих организаций и признание их «иностранными агентами». Не нравится министру и озвученная Путиным сумма финансирования НКО из-за-границы. Это характерно для всего бюрократического процесса: решения принимают одни, а ответственность за них несут другие.

Одна «башня Кремля» зачастую просто не знает, что делает другая — тезис старый, как сам Кремль. Принимая то или иное решение власти часто сами не понимают, как именно оно будет работать. Эту аксиому в очередной раз признал глава Минюста Александр Коновалов.

Он накануне посетил заседание президентского совета по правам человека, где отчитывался о деятельности власти в отношении некоммерческих организаций, что получают западное финансирование и потому должны считаться «организациями, выполняющими функции иностранного агента». Минюст не впервые косвенно критикует закон, призывая, с одной стороны, не раздувать вокруг него шумиху, а с другой, сетуя, что применить закон в каких-то репрессивных целях затруднительно. Больно неточно в нем прописана та самая «политическая деятельность», за которую предполагаются санкции.

На сей раз, в выступлении перед президентскими правозащитниками, Коновалову показалось, что «весь список «иностранных агентов» останется пустым навсегда». Поэтому он не разделяет тревог правозащитников за судьбу НКО в России. "Давайте посмотрим на результаты. Кого посадили, кого расстреляли, кому запретили какой-либо вид деятельности, кого депортировали?!» - отметил Коновалов, подчеркнув, что «все дело кончится единицами» (цитата по «Коммерсанту»).

«Единицы», впрочем, это едва ли не ровно те организации, ради которых задумывался закон, в первую очередь ассоциация «Голос», что осуществляет независимое от российских властей наблюдение за выборами и фиксирует нарушения.

А когда его начали допрашивать про «миллиард долларов за четыре месяца этого года», которые якобы получили с Запада работающие в России НКО, то Коновалов просто от «миллиарда» открестился. Мифический миллиард возник во время визита российского президента в Германию. По словам Путина, за 4 месяца 2013 года на счета 654 НКО из-за рубежа поступило 28 миллиардов 300 миллионов рублей, или почти миллиард долларов, причем деньги переводились в том числе через посольства. Что, по мысли президента, доказывает, что многие правозащитники являются «иностранными агентами».

«Не я озвучил эту цифру», - отреагировал министр и предложил обратиться к тому, «кто ее озвучил». Иными словами, опять-таки на бюрократическом языке признал, что озвученная Путиным сумма не имеет отношения к действительности.

По распространенной версии про миллиард долларов (сумма и впрямь выглядит абсурдной) президенту доложили силовики, а он взял и озвучил эту надуманную цифру. И понятно, что Коновалов не хочет брать на себя ответственность за те слова, которые президенту вложили в уста, по всей видимости, не очень адекватные и разбирающиеся в процессе люди.

Проблема в следующем: контроль за очевидно плохим законом возложен именно что на Минюст. Администрация президента выдумала закон, который является реакцией на массовые митинги в Москве с целью пресечь «болотную угрозу». Чисто в рамках контрпропаганды и отчета перед начальством. Мол, тема отработана.

Далее депутаты Госдумы закон проштамповали. Прокурорские работники проверяют НКО — у них исполнительская работа. Суды — выносят приговоры, тоже своего рода исполнители заказа власти. А вселенским злом и натуральным душителем свобод выходит Минюст, которому закон в общем не очень нравится, в силу, в числе прочего, и чисто юридических причин. Да и неохота быть «душителем свобод», когда инициатива по «удушению» была сформулирована туманно, а ты никогда не желал выступать в такой роли.

Система размывания ответственности за ту или иную инициативу очень удобна, когда надо «спрятать концы». Никто со стороны не поймет, а кто конкретно ответственен за проблемы в некоей сфере, если во власти сами не решат предъявить граду и миру конкретных виновников. Вроде последних антикорруционных процессов и прочих скандалов с госсредствами: указывают, что вот госпожа Васильева из подведомственной Минобороны конторы лично виновна в хищении каких-то миллиардов бюджетных средств. В иных случаях пойди найди виновника — их десятки и старшие в ранге минимум федеральных министров. А министра, даже из правительства Дмитрия Медведев, прилюдно тронуть неприлично, да можно еще и обвинение в ответ получить.

Но когда появляется некий политический запрос, хоть про НКО, хоть про модернизацию, то получается сплошь несогласование позиций. И потеря управляемости. Сгенерировали запрос одни люди в одном ведомстве, исполняют в пяти других и у каждого ведомства (не говоря уже об исполнителях) свое видение процесса и рамок инициативы. Оттого единственным приводным ремнем в машине российского госуправления становится президентский окрик. Что-то вроде «теперь все бежим направо». И воспроизводится многократно раскритикованная система ручного управления. В противном случае государевы люди ведут себя примерно также как герои известной басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).