Не спадает длящееся с 1 августа обострение в зоне грузино-осетинского конфликта, которое наблюдатели уже назвали «беспрецедентным» и самым масштабным за последние четыре года. Власти Южной Осетии обвинили Грузию в новых обстрелах своей территории. В ночь на 5 августа грузинская сторона дважды обстреляла посты южноосетинских правоохранительных органов, говорится на сайте южноосетинского Комитета по информации и печати. Согласно сообщению, в одном случае обстрел велся в течение часа «со стороны временно неподконтрольного РЮО грузинонаселенного села Нули» из ручных и подствольных гранатометов, а также из стрелкового оружия. Во втором случая стреляли со стороны грузинского села Дирб из гранатометов и стрелкового оружия». В обоих случаях обошлось без жертв.
Одновременно южноосетинские власти сообщают о завершении эвакуации женщин и детей из Цхинвали и граничащих с Грузией районов в российскую Северную Осетию. Эвакуация началась с 3 августа, после того, как в результате ночного минометного обстрела с грузинской территории в Цхинвали погибли 6 человек, еще около 20 были ранены. В Тбилиси отрицают все обвинения, заявляя, что это был ответный огонь. За время эвакуации в Северную Осетию было отправлено около 1100 детей и их родителей. Решается вопрос об отправке части эвакуированных в Ростов и в Кабардино-Балкарию.
В Грузии, однако, говорят, что власти непризнанной республики пытается этими действиями нагнетать обстановку, а на самом деле дети просто отправились на каникулы. «Дети не были эвакуированы из Южной Осетии», – сказал журналистам командир грузинского миротворческого батальона Мамука Курашвили. «Каждое лето их отправляют на каникулы. Руководство сепаратистов пытается нагнетать обстановку в регионе», – сказал он.
Южноосетинский лидер Эдуард Кокойты обвиняет грузинскую сторону в подготовке к войне. По данным югоосетинского МВД на 4 августа, «по всему периметру республики по-прежнему наблюдается концентрация грузинских вооруженных формирований, в том числе один дивизион гаубиц Д-30 и две минометные батареи», а в ночь на понедельник продолжался «снайперский огонь по постам правоохранительных органов и по южным окраинам Цхинвала».
Российские миротворцы в зоне конфликта приведены в состояние повышенной боевой готовности. По неподтвержденным данным, которые приводит РИА «Новости» со ссылкой на югоосетинские власти, из России в Южную Осетию начинают стекаться добровольцы, в частности, из числа казаков и воинов-«афганцев».
Власти Абхазии не исключают, что готовы в случае начала войны поддержать своих непризнанных товарищей и открыть второй фронт против Грузии. На закрытом заседании Совбеза непризнанной республики обсуждались конкретные меры помощи Южной Осетии. Содержание этих мер не разглашается, однако абхазские силовики заявляют о возможности их участия в военных действиях против Грузии.
См. также: Абхазия может открыть второй фронт против Грузии в случае войны с Южной Осетией
В Тбилиси говорили, что готовы к прямым переговорам с Цхинвали без каких-либо предварительных условий. Однако югоосетинская сторона согласна на переговоры лишь в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта, что не устраивает грузин – они говорят, что «формат СКК изжил себя».
Смешанная контрольная комиссия – единственная международно признанная гражданская инстанция в зоне конфликта, состоящая из четырех сопредседателей – от России, от Грузии и от обеих Осетий. Мир в зоне конфликта по Дагомысским соглашениям 1992 года поддерживают Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) – три батальона по 519 человек, укомплектованные соответственно грузинскими, российскими и осетинскими военными и подчиняющиеся генералу Марату Кулахметову. Генерал подчинен СКК. Грузия объявила о своем выходе из СКК в марте, объяснив, что ее не устраивает формат, в котором она обладает лишь одним голосом при трех голосах оппонентов – России и обеих Осетий. Взамен Грузия предлагает формат «2+2+2»: Россия плюс Грузия, власти Цхинвали плюс власти грузинских анклавов Южной Осетии, Евросоюз плюс ОБСЕ. Такой формат не устраивает уже Москву и Цхинвали.
Как писал ранее «Полит.ру», нынешний кризис на Северном Кавказе – следствие так называемого косовского прецедента, после которого Москва начала вовсю отыгрывать «карту Косова» на Кавказе.
См. также: Жертвы косовских обстоятельств
До признания большинством западных стран независимости Косова, российский агитпроп рассказал интересующимся политикой россиянам, чем такое развитие событий может быть чревато. Обе трактовки были конспирологические, но обе были услышаны и восприняты не только россиянами, но и истеблишментом соседей России. Первая – на территории Косова планируется создание «НАТО-государства», что угрожает безопасности региона и России. Вторая – следом за Косово независимости потребуют и другие территории с неопределенным статусом. То есть – Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.
В начале апреля Владимир Путин, еще в должности президента, поручил снять экономическую блокаду Абхазии. Фактически это означало вызов Грузии, чье стремление в НАТО раздражает Москву. Грузия ответила России обвинениями в желании посягнуть на ее территориальную целостность. Ситуация вокруг непризнанных республик еще более осложнилась в начале лета, и здесь вмешательство России поначалу было разве только косвенным. Сначала в обеих «автономиях» начали греметь взрывы. Абхазия и Южная Осетия традиционно обвинили во всем Грузию. Тбилиси не менее ожидаемо увидел во взрывах «руку Москвы». Одна за другой следовали взаимные провокации – аресты российских миротворцев, задержание грузинских полицейских. Наконец, над территорией Южной Осетии Грузия заметила несколько боевых российских самолетов. МИД РФ отпираться не стал и заявил, что два самолета ВВС России действительно совершили полет над территорией Грузии – «чтобы охладить горячие головы в Тбилиси». Тем самым Россия дала понять, что не намерена дистанцироваться от конфликта, который вот-вот может перейти в «горячую» фазу.
См. также: Россия побряцала истребителями над Грузией
При этом признать квази-государства на территории Грузии Россия не может – это бы означало отказ от всяких компромиссов и откровенно выводило бы Тбилиси из-под всякого влияния (даже гипотетического) Москвы. Так сильно подтолкнуть Тбилиси в объятья Запада Москва не жаждет, но и пойти на попятную уже не в состоянии. Еще меньше пространство для маневра у грузинской элиты, которая пришла к власти под лозунгом восстановления территориальной целостности Грузии. И до сих пор являются заложниками данных обещаний. В этом смысле отказ от вступления в НАТО для них означал бы отказ от выполнения этих обещаний.