будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Страна

Зачем бороться за итоги Второй мировой?

Зачем бороться за итоги Второй мировой?
52_01

Генерал Армии Махмут Гареев сказал нам накануне праздника: «Странный вопрос вы задаете. А зачем бороться за то, что черное – это черное, а белое – это белое. А зачем вообще бороться за правду?». Это если коротко и по-праздничному.

Но есть и проблема. На лекции в "Полит.ру" год назад Махмут Гареев признался: «Я вам должен сказать, друзья, что сейчас идет фальсификация истории... Сейчас растоптаны все итоги Второй мировой войны».

У проблемы есть две стороны. Первая описывается как всемирно-идеологический лубок: тоталитарные режимы ХХ века развязали мировую войну, в результате выигранную западными демократиями и свободными народами Европы. Выигрыш произошел два раза: в 1945 году, когда пали Германия и Япония, и в конце 80-х – начале 90-х, когда страны Восточной Европы освободились от большевизма, а СССР был разрушен.

Данный сорт исторической ревизии в качестве рамки исследования присутствует даже в работах лучших российских социологов. Так Борис Дубин пишет в завершении своей статьи «Кровавая» война и «великая» победа»: «… травматическое событие Второй мировой войны – в отличие, например, от Германии – реально не пережито… Населению России, ее властным и другим «элитам» не привит на будущее иммунитет к тоталитаризму, державничеству, к ксенофобии, социальной пассивности и изоляционизму, зависти и инфантильности…»

Здесь, конечно, есть правильное указание на вторую сторону проблемы – советский идеологический лубок. Но существенно в цитате указание на положительный пример и на субъекта и объекта идеологической ревизии. Понятно, российской население и «элиты» - это объект «прививки», а пример успешного и хорошего поведения – это послевоенная Германия, то есть оккупированная в то время страна.

И здесь есть ряд возражений. Одно - по правде. Я лично против, чтобы мне кто-то указывал, что мне нужно думать как о моем дедушке Михаиле Григорьевиче Дроздове, который без вести пропал в Белоруссии в первые дни войны. Последний раз его видели, когда он провожал на Восток свою жену и троих детей, чудом  переживших бомбежки по дороге и годы оккупации. И поэтому я, например, не могу не бороться против наименования советских солдат «оккупантами».

Есть общее замечание о целесообразности. Советский Союз и Россия сделал все, о чем только мечтали бывшие враги по холодной войне, совершенно добровольно, без всякой оккупации. Настаивать на том, что мы именно проиграли в холодной войне для Запада – недальновидно. Понятно, что есть несоответствие между ролью России в истории ХХ века и местом современной России в мире. Хотя кому-то может казаться, что легче подкорректировать историю.

Но сюжет, в котором есть большая проигравшая страна и она не находится под оккупацией (и под «планом Маршалла»), известен. Этот сюжет называется «реванш». Унижение Германии после Первой мировой известно, чем закончилось. Я лично, как и, кажется, большая часть населения России против оккупации, поэтому разумный путь – это путь неунижения России. Здравый смысл вместе с правдой, надо признать, достаточно широко распространен в Европе: накануне юбилея было несколько больших материалов о том, что в войне победил не «рядовой Райан» из американского идеологического лубка, а советский солдат.

И еще одно возражение по правде, но теперь обращенное не вовне, а к себе . Есть у Анны Ахматовой  стихотворении «Мужество» написанное 23 февраля 1942 года. Оно начинается со строчки «Мы знаем, что ныне лежит на весах…». Уж кто-кто, а Ахматова не имела иллюзий относительно советского режима («муж в могиле, сын в тюрьме…»), но это знание ничуть не противоречило пониманию о том, какова цена вопроса в этой войне:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Есть обстоятельства, которые делают даже войну справедливой. На первом уровне, когда «враги сожгли родную хату», а в пределе - это вопрос об историческом выживании, о выживании не только физически – семей, детей, но и идеально – вопрос о выживании целой культуры – «великого русского слова». Верно и следующее: пересмотр сущностных итогов войны  возможен только одновременно с некоторой формой смерти русской культуры.

И тут возникает другая сторона проблемы – о серой советской идеологии по поводу войны. Как известно, целостный государственный миф о войне начал строиться в относительно благополучное советское время – после 1965 года. Но к 1980-ым зародилось чудовищное двоемыслие: политинформация и карьеристский комсомол – все это освещалось памятью о войне. Поэтому первое открытие неизвестной широкой советской общественности информации, например, о пакте Молотова-Рибентропа, вызвало к жизни переосмысление советских штампов, из которых осталось только то, что действительно важно для жизни.

Несколько лет назад мой друг, украинский телеведущий Никита Потураев в эфире на 9 мая всерьез и искренне вышел из себя. Был прямой эфир на 9 мая, с включением разных городов. Все шло тихо, пока во Львове какие-то активисты не начали говорить о советской оккупации Украины и о славе борцов УПА. Тогда ведущий буквально заорал на них: «Это вы-то – украинцы. Ну нет, украинцы – это мы, а вы можете катиться с нашей земли, куда захотите».

Это не имеет никакого отношения к советской пропаганде. К советской пропаганде имеет отношение нежелание публично обсуждать советские преступления. Этот мотив закрался и в (очень сильные в остальном) идеологические выступления Владимира Путина перед 60-летием Победы. Он почему-то объяснял, что России не нужно еще и еще раз извиняться за аннексию Прибалтики и Польши, перекладывая эту ответственность на СССР, а не на Россию, что лишает нас, например, и маневра по присвоению части советского наследия.

На самом деле, сильную идеологию можно построить только с опорой на правду и на народное нравственное чувство. Есть сложные случаи, когда оценки еще не доформированы, но есть и простые случаи. Великая Отечественная – это очевидно справедливая война, а Финская война или подавление Пражской весны, несмотря на всю господствующую идеологию, даже участниками событий, солдатами, воспринимались как неправедные поступки. Не говоря уже об ужасах Катыни: вряд ли можно найти психически здорового человека, который бы гордился тем, что участвовал в массовых расстрелах. 

И, кажется, единственный способ выиграть в борьбе за итоги второй мировой – это быть на порядок честнее, чем все остальные.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).