будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 7, 2025
Страна

Зачем Владимира Яковлева сослали на Юг?

Самый острый политический вопрос современности, на наш взгляд, это вопрос о том, какова социальная природа нынешнего политического класса и режима. Кто на самом деле имеет в качестве своего инструмента парламент и президента? В первую очередь хотелось бы проверить (подтвердить / опровергнуть) гипотезу о том, что одной из групп, которая может владеть таким инструментом, как федеральная власть, может быть региональная элита. Об этом, а также о принципах власти и управления в регионах главный редактор «Полит.ру» Виталий Лейбин беседовал с одним из ведущих специалистов по теме Николаем Петровым (Центр Карнеги).

Это – вторая часть беседы. См. также - «Шаймиев и Лужков сходят со сцены» - первая часть развернутого интервью с Николаем Петровым.

Как в логику усиления федеральных округов укладывается назначение Владимира Яковлева в Южный федеральный округ? Что оно может значить?

Это, мне кажется, не очень хороший звонок в отношении полпредов, казалось бы, свидетельствующий о том, что центру уже неважно, кто будет на этом месте. Место уже используется как своеобразное место ссылки. Трудно сказать, чего здесь было больше, желания, с одной стороны, положить конец многочисленным коррупционным и криминальным скандалам в связи с администрацией Казанцева или с тем, что, будучи боевым бравым генералом, он никак не мог ни следить, ни заниматься хозяйством. Поэтому база для криминала - огромна, притом, что на юге есть для этого благодатные возможности.

А с другой стороны регион, при относительной нормализации ситуации с Чечней, при вхождении ее в какое-то более стабильное русло, столкнулся с целым рядом проблем, со стихийными бедствиями. И с этими проблемами как раз Яковлеву все карты в руки, и в этом смысле он более хороший руководитель.

Можно считать, что есть две принципиально разные задачи: создать нечто и обеспечить его функционирование. И полпреды разные, и по-разному себя ведут. Казалось бы, за четыре года можно было убедиться в очень маленькой эффективности того же Пуликовского, никто его не собирался менять.

Мне кажется, это отчасти связано с тем, что в функции полпреда входило скорее нечто демонстрировать, а не за что-то реально отвечать головой. А на уровне заместителей полпредов за последние четыре года сменилась, по крайней мере, половина руководителей в аппаратах, в федеральных структурах на уровне округов.

Если в аппарате полпреда 100-150 человек, то аппарат управления МВД в округе – это уже 4-5 сотен человек, а если учесть, что несколько десятков федеральных структур имеют свои представительства на уровне округов, то окажется, что полпред – это даже не надводная часть, а всего несколько процентов того, что федеральные структуры имеют на уровне округов. И когда это все было сделано, отстроено и пришло в относительно работоспособное состояние, стало не так принципиально, кто конкретно сидит в кресле полпреда, и уже можно в каких-то случаях можно использовать это кресло в бюрократических играх.

То есть назначение Яковлева имело одной из причин отодвигание его подальше от его собственных интересов в Питере?

Я думаю, что, в известном смысле, это аналог назначения Наздратенко. То есть задача не просто убрать, а еще и держать его в стороне, с тем чтобы постепенно лишать его рычагов воздействия на ситуацию в регионе. Вреда от Яковлева в Петербурге, или от Яковлева, отброшенного и отставленного властью, было больше, чем от него может возникнуть на посту полпреда.

В этой связи интересно, почему в Приволжский округ был назначен штатский человек – Кириенко? Это должно было быть воспринято Шаймиевым и Рахимовым как особая угроза или особая милость?

Ну, известно, что сам Путин, представляя его губернаторам заявил, что он предлагал этот пост Шаймиеву. И понятно, почему Шаймиев от такого предложения должен был отказаться. У него есть самостоятельная и сильная власть, а идти полпредом – это значит становиться чиновником, полностью зависящим от президента.

В отношении Кириенко мне это самому было интересно. Путин вообще-то трудоустроил всех бывших премьеров, причем далеко на периферии. С одной стороны, они получили высокие посты, а с другой, они ушли из Москвы и особенно не мешают. Мне кажется, что в отношении Татарстана и Башкортостана центр мог занять очень прагматичную позицию: нельзя было жестко ломать этих лидеров. А назначить генерала - это пойти на неизбежный открытый конфликт. Генералы не умеют вести себя дипломатично.

А Кириенко и Драчевский (как бывший дипломат) были назначены в те регионы, где невозможно было сразу обеспечить диктат и контроль центра. С другой стороны, Москва стремилась избежать открытого конфликта и поражения, потому что в случае с Татарстаном конфликт мог бы перерасти в вооруженный, и поэтому Москва вынуждена была бы пойти на попятную.

А Кириенко хорош тем, что он не был воспринят ни Шаймиевым, ни Рахимовым как вышестоящий начальник. Поэтому его и не встречают в аэропорту, когда он посещает эти регионы. Какой-нибудь генерал на его месте не стал бы сносить откровенного унижения.

Кириенко - достаточно опытный человек, чтобы постепенно строить инфраструктуру своего влияния. Надо сказать, что он самый эффективный, с точки зрения пиара, полпред. Он очень внимательно подобрал своих федеральных инспекторов. Дальше начались естественные процессы замены и перехода. И эта машина обеспечила то, что в Приволжском округе мы имеем новую структуру: это молодые, энергичные люди, многие из бизнеса, политики. Это люди, которых подбирал Кириенко, с кем он общался еще по партийной и бизнес-линиям. И при этом он вполне смог ужиться с зубрами типа Шаймиева и Рахимова. Постепенно, шаг за шагом что-то делая, отстраивая отношения с лидерами регионов, но не доводя дело до открытых конфликтов, он сделал многие эффективные вещи, например, проблему с паспортами решил, и вряд ли кто-то другой из полпредов ее смог бы решить.

Надо понимать, что Шаймиев – это человек, которого побаивался и Ельцин, с колоссальным опытом управления регионом, накопленным еще в советское время, который переигрывает любого свежего человека.

Все-таки меня продолжает мучить вопрос о реальности власти в регионах. Власть губернаторов, как вы сказали, строилась на контроле за силовиками, например, раньше на кого угодно он мог напустить налоговую полицию. А как сейчас? Может ли, например, губернатор Россель угрожать любому предприятию в области?

Ну, налоговой полиции уже не существует…

С моей точки зрения, прежде чем распустить федеральную службу налоговой полиции, была создана финансовая разведка при Минфине, и функции налоговой полиции были отчасти переданы подразделениям МВД. И, видимо, неслучайно это можно было сделать только в прошлом году. Потому что до последнего времени МВД в значительной степени контролировалось региональными властями. Сейчас ситуация другая.

И если говорить конкретно о Свердловской области, то там конфликт между полпредом и губернатором идет постоянно. И хотя он идет с переменным успехом, правоохранительные структуры в значительной степени контролируются центром. И еще ФСБ – эта структура, которая в значительной мере с самого начала сохранялась под контролем федерального центра. Вот поэтому она и стала кадровой базой для федеральной реформы, потому что контроль региональных элит в минимальной степени распространен на ФСБ, хотя в некоторых регионах был перехвачен у центра.

Вся эта машина слишком велика, чтобы сразу перестраиваться под тотальный контроль центра, но она уже в значительной степени не контролируется региональными властями. И в тех районах, где позиции региональных лидеров были очень сильны, замены руководителей силовых ведомств на уровне регионов проводились неоднократно. Потому что с первой попытки перехватить управление не удавалось. А потом неизбежно возникали конфликты, которые в силу разных причин в том числе и завершались заменой руководящих постов силовых структур. Более того, некоторые из них изначально получали задание как у терминатора - т.е. не наладить отношения надолго, а обеспечить смену лояльности и уйти.

Вот то, что было сделано и в судах, и в прокуратуре этот процесс уже сильно продвинуло.

Все-таки такие ведомства, как МВД, должны выполнять заказы тех, кому они лояльны, а не просто быть лояльными. Можно предположить, что на низовом уровне региональные власти сохраняют влияние, скажем, в МВД, потому именно региональные власти дают заказ на деятельность (на «крышевание», например)? Если будет заказ из Кремля – поймать Рахимова, то, скорее всего, лояльные начальники выполнят. Но выполняют ли они задания и от губернаторов?

Вот конкретный пример, вами упомянутый, чтобы выполнить поручение, направленное против Рахимова, Кремль прислал группу офицеров ФСБ из Москвы. Даже с опорой на местное ФСБ он не был уверен в выполнении задания. И даже когда там был скандал с лишними напечатанными бюллетенями, местная милиция противостояла ударной группе ФСБ.

Для каких-то резких шагов центру приходится и сейчас использовать силы извне республики. Что касается функций каждодневных, то «крышевание» - это далеко не главная функция правоохранительных органов. Можно предположить, что система УВД занимается огромным количеством мелких функций, связанных с поддержанием порядка на территории, и в этом она имеет единую цель с местными властями, и конфликта между центром и регионом нет.

Эти конфликты возникают в некоторых случаях - например, борьба с коррупцией внутри региональной элиты, оказание давления на бизнес и решение каких-то бизнес-споров. Здесь центр старается обеспечить свое влияние. А в повседневной жизни – пожалуйста, цели одни.

Если гипотетически предположить, что федеральная власть будет переживать кризис, каково будет самоопределение наиболее сильных региональных кланов и семей в смысле лояльности стране? Насколько суверенные мотивы живут в Татарстане, пропали ли мысли об Уральской республике и Великой Эвенкии?

Это миф, что региональные лидеры спали и видели себя руководителями маленьких стран. Более того, они в известной степени спасли страну, и они не забирали у центра власть – они взяли те функции, с которыми Москва перестали справляться. И обеспечили выживание своих регионов и страны. Они видят лучше дела, видят ошибки и глупости, совершаемые центральным руководством. И, естественно, они заботятся о своем регионе, пусть даже с прагматических позиций. Они хотят быть руководителями преуспевающих кусков страны. И не думаю, что здесь может ставиться вопрос об их верности. Верности кому?

Если страна придет в состояние полного развала, то они не столько будут отпихивать свою льдину от других, сколько будут пытаться поддерживать порядок и контроль на своей территории.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).