будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество школа
Июль 15, 2025
Страна

«Задача современного учителя — научить ребенка критически мыслить»

«Задача современного учителя — научить ребенка критически мыслить»
гик2_xFde7oZ
Арина Нуриахаметова (слева) и Мария Плоткина (справа) после ремонта кабинета для начальной школы в селе Можга. в Удмуртской Республике

Полит.Ру продолжает серию материалов о людях, которые остаются в России и инициируют важные социальные проекты. На этот раз мы поговорили об образовании, помощи учителям и компании GeekTeachers с ее соосновательницей и ведущей шоу «Сменка» Ариной Нуриахметовой.

Стартап GeekTeachers на протяжении уже четырех лет помогает учителям по всей России. Продвинутые педагоги в рамках неформальных встреч и фестивалей по всей стране рассказывают, как вести крутые уроки с телефонами и без.

Помимо образовательной поддержки, его создатели снимают шоу «Сменка»: ездят по регионам и помогают с ремонтом классов. Цель проекта глобальна: изменить отношение к школе и учебе через обновление кабинетов. Доказать, что среда, в которой работают педагоги и дети, влияет на отношение к учебе.

***

— Я и Маша Плоткина (соосновательница Geek Teachers) — в прошлом учителя информатики — познакомились именно в стенах одной школы. Нас беспокоило, что российское учительское сообщество крайне несплоченное: так, в крупных компаниях есть тренинги, тимбилдинги, есть встречи для поддержки коллектива, а для учителей ничего подобного массово не проводилось.

В то же время от преподавателей часто требуют, чтобы они пользовались новыми технологиями, шли в ногу с прогрессом. Однако им никто не объясняет, как это делать, как изучать новые инструменты для ведения уроков. Для этого и создавался Geek Teachers. Это комьюнити для обмена опытом, которое позволяет заново полюбить профессию, развиваться и «открыть второе дыхание».

На седьмой фестиваль в Казани пришли около 1300 человек. В рамках встреч практикующие педагоги проводят мастер-классы, но всё это окружено весельем и очень праздничным настроением. Прочувствовать эту атмосферу можно через макияж с блестками, через танцы, а одновременно с этим продвинутые учителя рассказывают про интересные сервисы, приложения, позволяющие интересно проводить уроки, про то, как разгрузить себя от бумажной работы. Кто-то рассказывает про борьбу с выгоранием, кто-то — про различные платформы, кто-то делится опытом, как проводит уроки. Делать веселые уроки бывает очень сложно, потому что у учителя большая нагрузка по часам и отчетам.


Учителя на мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers

— Сложно сейчас найти те сферы общества, на которые не повлияла спецоперация. Как на вашей работе отразилось 24 февраля?

— Хотелось бы сказать, что никак. Но начиная с этой даты нам стали писать практикующие учителя из нашего комьюнити, что в школы приходят материалы (для проведения специальных «уроков политграмотности». — Прим. ред.), что дети задают очень много вопросов, и многие из нашего сообщества стали спрашивать, как вести диалог с учениками. Мы поняли, что в школах нет такого предмета, как критическое мышление, а должной информации очень мало. Поэтому мы совместно с учителями, методистами, веб-разработчиками и дизайнерами сделали серию дополнительных занятий со школьниками под названием «Фейки» (которая представляет из себя сценарии, презентацию и карточки).

— О них достаточно много говорили, как только вы их опубликовали в открытом доступе на сайте. Можете рассказать подробнее?

— Мы создали серию альтернативных занятий по тому, как различать фейки, отличать их от фактов и мнений.

Эту серию занятий можно было использовать по усмотрению учителя, а также для свободного времени родителей со школьниками. Но я отмечу, что эти уроки вообще никак не связаны с политической ситуацией или историей.

— Как пришла идея сделать такие занятия?

— Раньше у детей не было такого большого количества каналов информации: только Disney по выходным, газеты, а сейчас — множество источников: телеграм-каналы, «ТикТок», интернет-ресурсы. Не все взрослые знают, как справиться с этим потоком информации, не говоря уже о детях.

Поэтому мы решили создать серию занятий, которая помогала бы непредвзято разделять факты, фейки и мнения. Мы подготовили материалы для учителей о том, как поработать с тем, чтобы развить критическое мышление у детей. Ведь если ученик задает вопросы о происходящем — это нормально. В рамках занятий мы разбираем на примерах, чем отличаются понятия «факт» и «мнение», что такое фейк.


Лекции на GeekTeachers, фото — GeekTeachers

— А есть ли что-то для родителей?

— Во многих школах есть дебат-клубы, в которых учат аргументировать свою точку зрения, но не везде. Хочется, чтобы дети научились аргументировать свою позицию. Всё сводится к тому, что ребенок отвечает: «Ты глупый, и ты ничего не знаешь». Этими занятиями по фейкам хотелось бы показать, что мнение может иметь каждый. Это мнение может с течением жизни поменяться. Нужно приводить аргументы и искать первоисточники.

Разработка представляет из себя готовые сценарии, презентации и дополнительные игровые карточки для родителей. Если учитель, к примеру, не может найти информацию, то можно дома с ребенком просто играть в такие карточки. «Что такое факт», «Что такое мнение» и «Что такое фейк». И вот дети вместе с родителями обсуждают, что фейки часто носят яркие заголовки, потому что новостным порталам важно привлекать внимание. И мы на это ведемся. Через материалы можно объяснить ребенку, что не стоит на это вестись, и рассказать, при помощи каких инструментов можно найти первоисточник.

Когда к нам обратились учителя, которые хотели бы провести это занятие, но у них не было в школе интернета, интерактивной доски и проектора, мы задумались над решением и этой проблемы.

— И что тогда делать?

— Мы хотим в продолжение проекта сделать настольную игру, в которой бы рассказывалось о безопасности в интернете. И распространить ее в небольшие деревни и села, чтобы на примере очень простых карточек ребята смогли понять, как в определенных ситуациях стоит действовать.

Когда мошенники позвонили мне первый раз, то сказали, что я выиграла «айпад». Тогда я еще училась в школе. Попросили назвать паспортные данные, но я вовремя включила голову. Однако есть истории, когда ты впервые с этим сталкиваешься и не думаешь, что тебя могут обмануть, и ты рефлекторно передаешь информацию мошенникам. Через игру ребенок сможет понять, как вести себя в подобных ситуациях и как могут тебя обманывать, манипулировать тобой в реальной жизни.


На мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers

— Помимо оффлайн-встреч и курсов, вы еще ведете шоу «Сменка» о ремонте кабинетов в старых школах…

— Наша основная миссия — сделать так, чтобы учитель не выгорал, потому что выгоревший учитель — это очень плохо: он не может вести нормально уроки, не любит свою профессию. Через наши проекты мы хотели бы поддерживать учителей. И поэтому родилось наше второе направление — «Сменка». Мы ездим в деревенские и сельские школы и делаем ремонт в кабинетах. И снимаем об этом шоу. Специально, чтобы показать, как минимальные изменения при поддержке местных жителей, учителей, учеников помогут просто перевернуть отношение к школе.

Все вроде бы говорят про технологии, про VR, и ты на фоне всего этого приходишь в кабинет сельской школы, где всё ровно так же, как и 30 лет назад, когда здесь учились родители этих детей. И зачастую даже если делается какой-то ремонт, то это просто изменение цвета кабинета, а не обновление его атмосферы. Это не делает его комфортным для учащихся, потому что их не спрашивают, что бы они хотели видеть в своем кабинете…

— В чем проблема таких школ, на ваш взгляд?

— Проблема сельских школ состоит в том, что перевести ребенка в другую очень сложно из-за их малого количества. В отличие от больших городов.

Ребенок все одиннадцать лет будет ходить в одни и те же стены. И хочется сделать так, чтобы дети не думали о том, в какую ужасную школу они ходят, не хотели поскорее закончить и поступить в универ. А приходили сюда и говорили: «Какая все-таки у меня классная школа! И я смог сделать это сам, я сам изменил это пространство!» Хочется, чтобы ребенок чувствовал, что он может сам изменить это пространство и внести вклад в это развитие.

— Вы рассказываете, как школа сама может инициировать ремонт кабинета?

— Мы рассказываем российским школам, как можно привлекать к ремонту партнеров, выпускников, родителей и местных жителей.


Ремонт в школе проекта «Сменка», фото — GeekTeachers

— А с чего всё начиналось?

— Первую «Сменку» мы провели в июле 2021 года. Собрали тогда 860 заявок. У нас было четыре победителя. Так получилось, что мы немножко вышли из бюджета, и четвертый ремонт кабинета перенесли на февраль 2022-го. К нам приехал видеооператор, мы нашли партнеров, которые нам помогали делать стройку. И дату мы тогда в ноябре согласовали — как раз 24 февраля.

Я просыпаюсь утром 24-го, созваниваюсь с командой, чтобы поехать на съемки, открываю «Телеграм» и не понимаю, что мне делать. Тогда мы пришли к выводу, что не можем отменить или перенести съемочный день: у нас есть строители, дизайн-проект, операторы...

Эта неделя была очень сложная, потому что «Сменка» — все-таки развлекательное YouTube-шоу. Камера включается — ты рассказываешь, как классно объединяться и делать что-то новое. Камера выключается, и выпадаешь в осадок, потому что ты в полной растерянности. Не понимаешь, что происходит, начинаешь скроллить ленту. Это было просто морально тяжело. Подписчики писали тогда много слов поддержки. Но слезами горю не поможешь: если мы все будем сейчас сидеть сложа руки, то не поможем этим никому. Надо просто собраться и продолжать делать свое дело.

Мы всё равно сделали этот ремонт. Я, наверное, воодушевилась тогда, потому что очень верила в нашу идею «Сменки». Я верила в людей, потому что это всё равно здорово, несмотря на весь негатив вокруг. И так получилось, что в этот период к нам пришло очень много незнакомых людей, и нам помогали с ремонтом.

— Стало ли ваше сообщество популярнее в кризисное время?

— Если брать только метрики — нас стало сравнительно больше. Нам начали очень много писать после 24 февраля: как будто все искали ответы на вопросы. Конечно, особую популярность снискали «Фейки».


На мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers

— Возможно, кризис сплотил преподавательское сообщество в России?

— Сложно сказать. Я заметила такую тенденцию у учителей, когда начали приходить материалы (как проводить уроки для детей об СВО. — Прим. Полит.Ру). Мы стали вместе изучать информацию, искать, в какие школы их отправляют, какие учителя их должны проводить, какие не должны… Получилось так, что не во все школы их направляли: всё зависит от города и от местного управления. Нам было важно понять, в какие регионы их направляют и проводятся эти занятия или нет.

Когда я работала в школе, и что-то приходило для учителей информатики, то ко мне приходила секретарь с распечатанным письмом. В этом распечатанном письме была длинная ссылка, которую нужно было перепечатать, чтобы где-то что-то найти или зарегистрироваться.

Тогда не было никаких чатов, никакого «Телеграма» или WhatsApp. А сейчас, когда появились мессенджеры, учителя начали заводить школьные чаты.

Когда поступила информация про методички, учителя начали просто пересылать информацию в общий школьный чат и писали, что нужно провести уроки. И некоторые задавали себе вопрос: а почему я должен это проводить? Дайте мне приказ, и только после этого приказа я буду готов разговаривать.

Поэтому нет какого-то точного ответа на вопрос, укрепилось ли наше сообщество или нет. Ощутилась какая-то нехватка оффлайн-мероприятий за кризисное время. Людям хотелось вживую встречаться и просто говорить. Именно поэтому, когда мы объявили о фестивале в Казани, люди приехали со всей России: из Москвы, из Питера, из Йошкар-Олы, из Ижевска, Кирова…


На мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers

— Я правильно понимаю, что курс про фейки будет дополняться? Что будут новые тематические блоки?

— Это не курс, а скорее обычные сценарии. Вы можете провести два занятия и на этом закончить. Или только третье. Они работают как вместе, так и по отдельности друг от друга.

Когда нам начали писать, что классная тема и хорошо было бы развивать это всё, мы подумали о проработке настольной игры, и теперь даже есть планы создать курс по цифровой грамотности и безопасности в интернете. Сейчас мы находимся в поисках партнера, с которым могли бы сделать это в коллаборации, потому что курсов по безопасности в сети и медийной грамотности довольно много, а у нас есть огромное комьюнити учителей, для которых это необходимо.

— То есть продолжение точно будет?

— Да, но сейчас у учителей отпуска, они немножечко сейчас выдохнули. Пишут: я сейчас в отпуске, можно я не буду ни на что отвечать, год был сложный, я устал... Поэтому про продолжение серии мы более активно поговорим в сентябре, когда все вернутся. К тому же, к сентябрю придут новые постановления, о которых, возможно, еще никто не знает. Возможно, введут какие-то новые предметы. Я пока не знаю, но поговаривают, что новые дисциплины появятся.

— А какие это дисциплины, если не секрет?

— Скорее всего, это связано с патриотическим воспитанием.

— Как вы относитесь к тому, что политика сейчас всё больше внедряется в образование?

— Для меня всегда было так, что образование должно быть абсолютно нейтральное. Я старалась придерживаться этого всегда. Задача современного учителя — научить ребенка критически мыслить, задавать вопросы, искать и работать с информацией. Раньше для нас источниками информации были учебник и учитель, сейчас есть интернет. Это нормально, если у ребенка во время урока возникнет вопрос, если будет беседа. Не стоит игнорировать вопросы ученика — стоит как раз их обсуждать. Необходимо научить ребенка искать информацию в этом необъятном потоке.


Ремонт класса проекта «Сменка», фото — GeekTeachers

— Есть ли планы для GeekTeachers? Возможно, какое-то расширение за пределы России?

— У нас всегда так много планов… Когда мы только создавали проект, думали над тем, чтобы привнести понимание того, что учитель — многогранная профессия. Современный учитель находится в постоянном обучении и развитии. Сейчас хочется показать, что учитель может быть экспертом, методистом, помогать проводить онлайн-уроки, может быть также репетитором, может вести социальные сети школы, делиться опытом в социальных сетях, может запускать собственные проекты… Хочется, чтобы учитель постоянно учился, учился и учился. В первую очередь, у учеников. Так произошло во время дистанционки, когда дети помогали запускать Zoom-конференции.

Мы всё это делаем за счет фестивалей и наших оффлайн-мероприятий. Учителя обычно ждут от них чего-то официального, а мы, наоборот, стараемся разрядить обстановку музыкой, дружелюбным общением, фотозонами, превратив встречу в вечеринку. Все начинают разговаривать, обмениваться контактами, что сплачивает учителей со всех регионов России.

Такие мероприятия помогают понять, что если на восемьдесят учителей ты один продвинутый в своей школе, это не значит, что в России больше нет таких, как ты.

Мы уже провели семь фестивалей по всей России и будем проводить еще. Сейчас нам хочется заходить в города, в школы и показывать, как сообщество меняет в принципе отношение к профессии. Гик гика видит издалека. Поэтому учителя, которые познакомились на фестивалях, часто создают что-то свое, продолжают общаться. Один из наших участников не выиграл конкурс на ремонт кабинета, но он так вдохновился нашим шоу, что решил отремонтировать его сам: нашел партнера и с бюджетом в 70 тысяч отремонтировал класс вместе с учениками. Вот этого нам и хочется. Хочется, чтобы каждый учитель понимал, что маленькими шагами можно всё изменить, нужно только найти единомышленников.

Поэтому в планах: проводить фестивали, открывать новые лица. Хочется, чтобы учитель любил свою профессию, и мы пытаемся это сделать через наши проекты.


Учителя на проекте GeekTeachers, фото — GeekTeachers

— Как должна выглядеть Россия будущего с точки зрения неравнодушного школьного учителя?

— Как я уже говорила, я не работаю уже учителем, я работаю с учителями. Пять лет я проработала в школе. Сложно представить «Россию будущего», когда всё так резко меняется. Самая важная проблема учителя, с которой мы хотим помочь, — это чтобы учитель был услышан. Сейчас я говорю о мнении и проблемах каждого педагога. Специфика работы учителя такова, что он выступает проводником между тем, что происходит в глобальном мире, и тем, что происходит в рамках школы. И хочется, чтобы учитель мог говорить о своих проблемах, понимал, что его могут поддержать в школьном коллективе, директор и родители, чтобы школа была неким комьюнити, которое направлено на решение проблем. Так общество сплачивается в одном направлении — дать хорошее образование. Но оно становится хорошим в том случае, когда идет поддержка со всех сторон. Хочется, чтобы учитель ценил свою профессию и уважал ее. И в то же время — чтобы его труд также уважали ученики, их родители и администрация. Ведь школа — это не просто учитель и ученики…

Россия будущего должна быть такой, чтобы каждый стремился сделать жизнь вокруг себя лучше. Пытался бы делать добрые дела, заботился как о себе, так и о своем окружении. Чтобы каждый понимал, что маленькими делами можно всё изменить, как мы показываем это в нашем проекте.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).