Полит.Ру продолжает серию материалов о людях, которые остаются в России и инициируют важные социальные проекты. На этот раз мы поговорили об образовании, помощи учителям и компании GeekTeachers с ее соосновательницей и ведущей шоу «Сменка» Ариной Нуриахметовой.
Стартап GeekTeachers на протяжении уже четырех лет помогает учителям по всей России. Продвинутые педагоги в рамках неформальных встреч и фестивалей по всей стране рассказывают, как вести крутые уроки с телефонами и без.
Помимо образовательной поддержки, его создатели снимают шоу «Сменка»: ездят по регионам и помогают с ремонтом классов. Цель проекта глобальна: изменить отношение к школе и учебе через обновление кабинетов. Доказать, что среда, в которой работают педагоги и дети, влияет на отношение к учебе.
***
— Я и Маша Плоткина (соосновательница Geek Teachers) — в прошлом учителя информатики — познакомились именно в стенах одной школы. Нас беспокоило, что российское учительское сообщество крайне несплоченное: так, в крупных компаниях есть тренинги, тимбилдинги, есть встречи для поддержки коллектива, а для учителей ничего подобного массово не проводилось.
В то же время от преподавателей часто требуют, чтобы они пользовались новыми технологиями, шли в ногу с прогрессом. Однако им никто не объясняет, как это делать, как изучать новые инструменты для ведения уроков. Для этого и создавался Geek Teachers. Это комьюнити для обмена опытом, которое позволяет заново полюбить профессию, развиваться и «открыть второе дыхание».
На седьмой фестиваль в Казани пришли около 1300 человек. В рамках встреч практикующие педагоги проводят мастер-классы, но всё это окружено весельем и очень праздничным настроением. Прочувствовать эту атмосферу можно через макияж с блестками, через танцы, а одновременно с этим продвинутые учителя рассказывают про интересные сервисы, приложения, позволяющие интересно проводить уроки, про то, как разгрузить себя от бумажной работы. Кто-то рассказывает про борьбу с выгоранием, кто-то — про различные платформы, кто-то делится опытом, как проводит уроки. Делать веселые уроки бывает очень сложно, потому что у учителя большая нагрузка по часам и отчетам.
Учителя на мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers
— Сложно сейчас найти те сферы общества, на которые не повлияла спецоперация. Как на вашей работе отразилось 24 февраля?
— Хотелось бы сказать, что никак. Но начиная с этой даты нам стали писать практикующие учителя из нашего комьюнити, что в школы приходят материалы (для проведения специальных «уроков политграмотности». — Прим. ред.), что дети задают очень много вопросов, и многие из нашего сообщества стали спрашивать, как вести диалог с учениками. Мы поняли, что в школах нет такого предмета, как критическое мышление, а должной информации очень мало. Поэтому мы совместно с учителями, методистами, веб-разработчиками и дизайнерами сделали серию дополнительных занятий со школьниками под названием «Фейки» (которая представляет из себя сценарии, презентацию и карточки).
— О них достаточно много говорили, как только вы их опубликовали в открытом доступе на сайте. Можете рассказать подробнее?
— Мы создали серию альтернативных занятий по тому, как различать фейки, отличать их от фактов и мнений.
Эту серию занятий можно было использовать по усмотрению учителя, а также для свободного времени родителей со школьниками. Но я отмечу, что эти уроки вообще никак не связаны с политической ситуацией или историей.
— Как пришла идея сделать такие занятия?
— Раньше у детей не было такого большого количества каналов информации: только Disney по выходным, газеты, а сейчас — множество источников: телеграм-каналы, «ТикТок», интернет-ресурсы. Не все взрослые знают, как справиться с этим потоком информации, не говоря уже о детях.
Поэтому мы решили создать серию занятий, которая помогала бы непредвзято разделять факты, фейки и мнения. Мы подготовили материалы для учителей о том, как поработать с тем, чтобы развить критическое мышление у детей. Ведь если ученик задает вопросы о происходящем — это нормально. В рамках занятий мы разбираем на примерах, чем отличаются понятия «факт» и «мнение», что такое фейк.
Лекции на GeekTeachers, фото — GeekTeachers
— А есть ли что-то для родителей?
— Во многих школах есть дебат-клубы, в которых учат аргументировать свою точку зрения, но не везде. Хочется, чтобы дети научились аргументировать свою позицию. Всё сводится к тому, что ребенок отвечает: «Ты глупый, и ты ничего не знаешь». Этими занятиями по фейкам хотелось бы показать, что мнение может иметь каждый. Это мнение может с течением жизни поменяться. Нужно приводить аргументы и искать первоисточники.
Разработка представляет из себя готовые сценарии, презентации и дополнительные игровые карточки для родителей. Если учитель, к примеру, не может найти информацию, то можно дома с ребенком просто играть в такие карточки. «Что такое факт», «Что такое мнение» и «Что такое фейк». И вот дети вместе с родителями обсуждают, что фейки часто носят яркие заголовки, потому что новостным порталам важно привлекать внимание. И мы на это ведемся. Через материалы можно объяснить ребенку, что не стоит на это вестись, и рассказать, при помощи каких инструментов можно найти первоисточник.
Когда к нам обратились учителя, которые хотели бы провести это занятие, но у них не было в школе интернета, интерактивной доски и проектора, мы задумались над решением и этой проблемы.
— И что тогда делать?
— Мы хотим в продолжение проекта сделать настольную игру, в которой бы рассказывалось о безопасности в интернете. И распространить ее в небольшие деревни и села, чтобы на примере очень простых карточек ребята смогли понять, как в определенных ситуациях стоит действовать.
Когда мошенники позвонили мне первый раз, то сказали, что я выиграла «айпад». Тогда я еще училась в школе. Попросили назвать паспортные данные, но я вовремя включила голову. Однако есть истории, когда ты впервые с этим сталкиваешься и не думаешь, что тебя могут обмануть, и ты рефлекторно передаешь информацию мошенникам. Через игру ребенок сможет понять, как вести себя в подобных ситуациях и как могут тебя обманывать, манипулировать тобой в реальной жизни.
На мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers
— Помимо оффлайн-встреч и курсов, вы еще ведете шоу «Сменка» о ремонте кабинетов в старых школах…
— Наша основная миссия — сделать так, чтобы учитель не выгорал, потому что выгоревший учитель — это очень плохо: он не может вести нормально уроки, не любит свою профессию. Через наши проекты мы хотели бы поддерживать учителей. И поэтому родилось наше второе направление — «Сменка». Мы ездим в деревенские и сельские школы и делаем ремонт в кабинетах. И снимаем об этом шоу. Специально, чтобы показать, как минимальные изменения при поддержке местных жителей, учителей, учеников помогут просто перевернуть отношение к школе.
Все вроде бы говорят про технологии, про VR, и ты на фоне всего этого приходишь в кабинет сельской школы, где всё ровно так же, как и 30 лет назад, когда здесь учились родители этих детей. И зачастую даже если делается какой-то ремонт, то это просто изменение цвета кабинета, а не обновление его атмосферы. Это не делает его комфортным для учащихся, потому что их не спрашивают, что бы они хотели видеть в своем кабинете…
— В чем проблема таких школ, на ваш взгляд?
— Проблема сельских школ состоит в том, что перевести ребенка в другую очень сложно из-за их малого количества. В отличие от больших городов.
Ребенок все одиннадцать лет будет ходить в одни и те же стены. И хочется сделать так, чтобы дети не думали о том, в какую ужасную школу они ходят, не хотели поскорее закончить и поступить в универ. А приходили сюда и говорили: «Какая все-таки у меня классная школа! И я смог сделать это сам, я сам изменил это пространство!» Хочется, чтобы ребенок чувствовал, что он может сам изменить это пространство и внести вклад в это развитие.
— Вы рассказываете, как школа сама может инициировать ремонт кабинета?
— Мы рассказываем российским школам, как можно привлекать к ремонту партнеров, выпускников, родителей и местных жителей.
Ремонт в школе проекта «Сменка», фото — GeekTeachers
— А с чего всё начиналось?
— Первую «Сменку» мы провели в июле 2021 года. Собрали тогда 860 заявок. У нас было четыре победителя. Так получилось, что мы немножко вышли из бюджета, и четвертый ремонт кабинета перенесли на февраль 2022-го. К нам приехал видеооператор, мы нашли партнеров, которые нам помогали делать стройку. И дату мы тогда в ноябре согласовали — как раз 24 февраля.
Я просыпаюсь утром 24-го, созваниваюсь с командой, чтобы поехать на съемки, открываю «Телеграм» и не понимаю, что мне делать. Тогда мы пришли к выводу, что не можем отменить или перенести съемочный день: у нас есть строители, дизайн-проект, операторы...
Эта неделя была очень сложная, потому что «Сменка» — все-таки развлекательное YouTube-шоу. Камера включается — ты рассказываешь, как классно объединяться и делать что-то новое. Камера выключается, и выпадаешь в осадок, потому что ты в полной растерянности. Не понимаешь, что происходит, начинаешь скроллить ленту. Это было просто морально тяжело. Подписчики писали тогда много слов поддержки. Но слезами горю не поможешь: если мы все будем сейчас сидеть сложа руки, то не поможем этим никому. Надо просто собраться и продолжать делать свое дело.
Мы всё равно сделали этот ремонт. Я, наверное, воодушевилась тогда, потому что очень верила в нашу идею «Сменки». Я верила в людей, потому что это всё равно здорово, несмотря на весь негатив вокруг. И так получилось, что в этот период к нам пришло очень много незнакомых людей, и нам помогали с ремонтом.
— Стало ли ваше сообщество популярнее в кризисное время?
— Если брать только метрики — нас стало сравнительно больше. Нам начали очень много писать после 24 февраля: как будто все искали ответы на вопросы. Конечно, особую популярность снискали «Фейки».
На мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers
— Возможно, кризис сплотил преподавательское сообщество в России?
— Сложно сказать. Я заметила такую тенденцию у учителей, когда начали приходить материалы (как проводить уроки для детей об СВО. — Прим. Полит.Ру). Мы стали вместе изучать информацию, искать, в какие школы их отправляют, какие учителя их должны проводить, какие не должны… Получилось так, что не во все школы их направляли: всё зависит от города и от местного управления. Нам было важно понять, в какие регионы их направляют и проводятся эти занятия или нет.
Когда я работала в школе, и что-то приходило для учителей информатики, то ко мне приходила секретарь с распечатанным письмом. В этом распечатанном письме была длинная ссылка, которую нужно было перепечатать, чтобы где-то что-то найти или зарегистрироваться.
Тогда не было никаких чатов, никакого «Телеграма» или WhatsApp. А сейчас, когда появились мессенджеры, учителя начали заводить школьные чаты.
Когда поступила информация про методички, учителя начали просто пересылать информацию в общий школьный чат и писали, что нужно провести уроки. И некоторые задавали себе вопрос: а почему я должен это проводить? Дайте мне приказ, и только после этого приказа я буду готов разговаривать.
Поэтому нет какого-то точного ответа на вопрос, укрепилось ли наше сообщество или нет. Ощутилась какая-то нехватка оффлайн-мероприятий за кризисное время. Людям хотелось вживую встречаться и просто говорить. Именно поэтому, когда мы объявили о фестивале в Казани, люди приехали со всей России: из Москвы, из Питера, из Йошкар-Олы, из Ижевска, Кирова…
На мероприятии GeekTeachers, фото — GeekTeachers
— Я правильно понимаю, что курс про фейки будет дополняться? Что будут новые тематические блоки?
— Это не курс, а скорее обычные сценарии. Вы можете провести два занятия и на этом закончить. Или только третье. Они работают как вместе, так и по отдельности друг от друга.
Когда нам начали писать, что классная тема и хорошо было бы развивать это всё, мы подумали о проработке настольной игры, и теперь даже есть планы создать курс по цифровой грамотности и безопасности в интернете. Сейчас мы находимся в поисках партнера, с которым могли бы сделать это в коллаборации, потому что курсов по безопасности в сети и медийной грамотности довольно много, а у нас есть огромное комьюнити учителей, для которых это необходимо.
— То есть продолжение точно будет?
— Да, но сейчас у учителей отпуска, они немножечко сейчас выдохнули. Пишут: я сейчас в отпуске, можно я не буду ни на что отвечать, год был сложный, я устал... Поэтому про продолжение серии мы более активно поговорим в сентябре, когда все вернутся. К тому же, к сентябрю придут новые постановления, о которых, возможно, еще никто не знает. Возможно, введут какие-то новые предметы. Я пока не знаю, но поговаривают, что новые дисциплины появятся.
— А какие это дисциплины, если не секрет?
— Скорее всего, это связано с патриотическим воспитанием.
— Как вы относитесь к тому, что политика сейчас всё больше внедряется в образование?
— Для меня всегда было так, что образование должно быть абсолютно нейтральное. Я старалась придерживаться этого всегда. Задача современного учителя — научить ребенка критически мыслить, задавать вопросы, искать и работать с информацией. Раньше для нас источниками информации были учебник и учитель, сейчас есть интернет. Это нормально, если у ребенка во время урока возникнет вопрос, если будет беседа. Не стоит игнорировать вопросы ученика — стоит как раз их обсуждать. Необходимо научить ребенка искать информацию в этом необъятном потоке.
Ремонт класса проекта «Сменка», фото — GeekTeachers
— Есть ли планы для GeekTeachers? Возможно, какое-то расширение за пределы России?
— У нас всегда так много планов… Когда мы только создавали проект, думали над тем, чтобы привнести понимание того, что учитель — многогранная профессия. Современный учитель находится в постоянном обучении и развитии. Сейчас хочется показать, что учитель может быть экспертом, методистом, помогать проводить онлайн-уроки, может быть также репетитором, может вести социальные сети школы, делиться опытом в социальных сетях, может запускать собственные проекты… Хочется, чтобы учитель постоянно учился, учился и учился. В первую очередь, у учеников. Так произошло во время дистанционки, когда дети помогали запускать Zoom-конференции.
Мы всё это делаем за счет фестивалей и наших оффлайн-мероприятий. Учителя обычно ждут от них чего-то официального, а мы, наоборот, стараемся разрядить обстановку музыкой, дружелюбным общением, фотозонами, превратив встречу в вечеринку. Все начинают разговаривать, обмениваться контактами, что сплачивает учителей со всех регионов России.
Такие мероприятия помогают понять, что если на восемьдесят учителей ты один продвинутый в своей школе, это не значит, что в России больше нет таких, как ты.
Мы уже провели семь фестивалей по всей России и будем проводить еще. Сейчас нам хочется заходить в города, в школы и показывать, как сообщество меняет в принципе отношение к профессии. Гик гика видит издалека. Поэтому учителя, которые познакомились на фестивалях, часто создают что-то свое, продолжают общаться. Один из наших участников не выиграл конкурс на ремонт кабинета, но он так вдохновился нашим шоу, что решил отремонтировать его сам: нашел партнера и с бюджетом в 70 тысяч отремонтировал класс вместе с учениками. Вот этого нам и хочется. Хочется, чтобы каждый учитель понимал, что маленькими шагами можно всё изменить, нужно только найти единомышленников.
Поэтому в планах: проводить фестивали, открывать новые лица. Хочется, чтобы учитель любил свою профессию, и мы пытаемся это сделать через наши проекты.
Учителя на проекте GeekTeachers, фото — GeekTeachers
— Как должна выглядеть Россия будущего с точки зрения неравнодушного школьного учителя?
— Как я уже говорила, я не работаю уже учителем, я работаю с учителями. Пять лет я проработала в школе. Сложно представить «Россию будущего», когда всё так резко меняется. Самая важная проблема учителя, с которой мы хотим помочь, — это чтобы учитель был услышан. Сейчас я говорю о мнении и проблемах каждого педагога. Специфика работы учителя такова, что он выступает проводником между тем, что происходит в глобальном мире, и тем, что происходит в рамках школы. И хочется, чтобы учитель мог говорить о своих проблемах, понимал, что его могут поддержать в школьном коллективе, директор и родители, чтобы школа была неким комьюнити, которое направлено на решение проблем. Так общество сплачивается в одном направлении — дать хорошее образование. Но оно становится хорошим в том случае, когда идет поддержка со всех сторон. Хочется, чтобы учитель ценил свою профессию и уважал ее. И в то же время — чтобы его труд также уважали ученики, их родители и администрация. Ведь школа — это не просто учитель и ученики…
Россия будущего должна быть такой, чтобы каждый стремился сделать жизнь вокруг себя лучше. Пытался бы делать добрые дела, заботился как о себе, так и о своем окружении. Чтобы каждый понимал, что маленькими делами можно всё изменить, как мы показываем это в нашем проекте.