Доклад Анатолия Чубайса на съезде СПС вызвал приличную реакцию в прессе. И это не удивительно – спич у руководителя РАО «ЕЭС» действительно вышел мощный. Выступления других лидеров правых, как и выступления на других съездах, прошедших в последнее время, на этом фоне выглядят уныло. За последнее время из произведений того же жанра можно безусловно выделить только литературные и содержательные достоинства президентского послания. Вообще обсуждать предвыборные выступления довольно скучно, и обычно «Полит.ру» этого не делает, но в данном случае дать комментарий нам показалось нелишним, тем более в речи остается ряд темных мест и инсинуаций, не исчерпывающе истолкованных другими изданиями.
Цитата: «…у нас с вами наметилась впереди полномасштабная политическая битва, или, проще говоря, хорошая драка. Ну не могу я пропустить такое событие и отказать себе в этом удовольствии! Именно поэтому я здесь, именно поэтому я с вами, именно поэтому я дал согласие войти в избирательный список моей родной партии…»
Комментарий. Эта фраза многое объясняет во всем нижеследующем. Анатолий Чубайс стал третьим в федеральном списке СПС, и это в свою очередь стало мини-сенсацией. По новому законодательству, кстати, если кандидат в депутаты из первой тройки отказывается от своего места в Думе, то это место для партии пропадает. В данном случае СПС идет, возможно, на верный риск потери одного мандата, потому что свою позицию в РАО «ЕЭС» Чубайс, по его собственным заверениям, бросать не намерен. Но это не самое важное. На выборах 1999 года Чубайса не было в избирательном списке, хотя он всегда был высшим авторитетом в СПС. Тогда правые не стали «рисковать», и отчасти не очень прозрачно повели себя по отношению к избирателям. Включение Чубайса в тройку сейчас – это в любом случае честно. И, вероятно, разумно. Потому что игры с избирателем в жесткой борьбе только вредят. Как если бы, скажем, какой-нибудь Березовский попытался скрыть, что он богатый еврей. Бесполезно. Так и для СПС умалчивать, что с ними тот самый Чубайс – это значит не рассчитывать на серьезный бой. Еще о фразеологии. «Хорошая драка» – как определение для предвыборной ситуации, по всей видимости, раскрывает предвыборную тактику СПС в этой связи. В драке очками не прикроешься.
Цитата: «…В общем, практически никто не оспаривает тот факт, что страна, очевидно, преодолела точку перелома и двинулась вперед«.
Комментарий. Первый определенно неожиданный и неожиданно определенный тезис. Нынешний рост и развитие кто только не критиковал. И уж точно у правых было бы достаточно аргументов для критики правительства, потому что действительно есть за что критиковать. Но вместо этого Чубайс фактически присваивает непартийные, причем неоднозначные результаты, что является похвально открытой, но не до конца корректной позицией. То есть он использует то же расширение, что и в знаменитой фразе Бориса Ельцина «Во всем виноват Чубайс». Надо, правда, признать, что гайдаровский институт (и близкие к нему специалисты) были фактическими проектировщиками в том числе налоговой реформы, к которой тоже полно вопросов.
Цитата: «…Конечно, у нас еще по горло проблем, но, тем не менее, от имени партии, которая представляет действующую власть, сначала мягко, а затем все более откровенно проводится такое внятное противопоставление плохого ельцинского десятилетия хорошему путинскому трехлетию. Кому-то, видимо, из кремлевских политологов пришла в голову мысль, что очень выгодно вдолбить эту идею людям, очень выгодно попытаться доказать, что десятилетию развала, разрушения противостоят три года созидания. Может быть, это и выгодно, только это вранье…«
Комментарий. Политика отмежевания от реформаторов и эпохи Ельцина действительно налицо, и не только в агитационной составляющей. Рассказывают, в частности, что в высших государственных органах есть негласный запрет на прием на ответственную работу людей, которые связаны с прошлой эпохой: экспертом – пожалуйста, а вот министром – ни в коем случае.
Цитата: «…Все эти годы у власти нет и не было никаких иных реформ, кроме наших. Все эти годы у власти нет и не было никаких других идей, кроме наших. Да, это мы отпустили цены в 1991 г., это чистая правда. Да, это мы провели приватизацию, мы объявили дефолт, прямо все, как в известной песенке «Это мы придумали Windows и мы объявили дефолт»...»
Комментарий. Корректная цитата из песни группы «Високосный год» под названием «Метро» звучит так: «Это мы придумали Windows/ Это мы объявили дефолт». В том же куплете – «Наши дети ругаются матом / Нас самих почти не осталось». В дальнейшем в речи выясняется, что осталось и даже очень много, но, увы, не все живы по сей день. В этой цитате продолжается тема ответственности за всю политику в России, отчего у внимательного слушателя зарождается интригующий вопрос:
Цитата: «…Кстати, к этому примыкает вопрос, который, так или иначе, витал сегодня в этом зале: не выгоднее ли нам отодвинуться, не выгоднее ли нам направиться в сторону оппозиции? Оппозиции чему? Оппозиции нашим реформам, оппозиции нашим идеям, оппозиции нашим товарищам, которые сегодня работают в правительстве и, присмотритесь, противостоят тем самым политическим силам, которым противостояли в свое время мы».
Комментарий. СПС – проправительственная фракция, это уже максимально жесткое продолжение первого тезиса. Как понимать ту власть, с которой СПС собирается ассоциироваться? Ответ – с той ее частью, которая сейчас противостоит кремлевским гэбистам, как в свое время группа олигархов под оперативным управлением Чубайса противостояла группе Коржакова накануне президентских выборов 1996 года. Но ассоциация с той ситуацией в части олигархического профсоюза преждевременна, как мы увидим из дальнейшего.
Цитата: «Мы не вправе закрывать глаза на попытки олигархов приватизировать власть вслед за приватизацией собственности. Мы знаем, что это такое, еще в 1997 г. мы вступили в первую драку за защиту власти от попыток ее приватизировать».
Комментарий. Вот оно. Все долго ждали реального самоопределения правых в ситуации вокруг ЮКОСа. Ситуация сложная: с одной стороны, Ходорковский – один из легальных инвесторов СПС, но вставать на его защиту – опасно. С другой – откровенно лебезить перед гэбистами наверняка противно. Поэтому СПС пыталась говорить правильные слова на тему «и вашим, и нашим». Интересна ссылка на 1997 год: приватизацию «Связьинвеста» и последовавшее «книжное дело». Но там скорее олигархи в лице Березовского и Гусинского боролись против команды Чубайса, разоблачая их связь с «ОНЭКСИМ». Первым пострадал Альфред Кох, нынешний управляющий по предвыборной кампании СПС. Пропагандистская модель Березовского была ужасно удачной: дело не в том, что чиновники написали книжку и получили большой гонорар, а в том, что «грабительские приватизаторы» в глазах телезрителей не только нажились на народных слезах за счет приватизации «общенародной собственности», но и написали книжку про приватизацию и нажились еще раз. Народ прощает многое, но не цинизм. Березовскому, правда, его пиарские навыки в дальнейшем, как мы знаем, не помогли.
Цитата: «Партия «Единство», находящаяся рядом с нами в политическом спектре. Если воспользоваться привычной советской терминологией, это же практически братская партия, у нас там масса товарищей, наших друзей, мы их хорошо знаем, и лидеров. Скажем, именно Егор Гайдар в 1992 г. представлял на звание генерала Сергея Шойгу, заслуженного и достойного человека. А мы видим, что эти люди искренне и глубоко, всей душой любят президента Путина, мы хотим, чтобы у них все получилось«.
Комментарий. Если заявляться как партия большинства, а не как оппозиция, то справедливо стоит задача размежевания с партией власти с тем, чтобы оправдать собственную нишу. В этом месте различение достигается иронией, пожеланием, чтобы любовь с президентом получилась. Очень рискованный наезд.
Цитата: «Но я все-таки уже не такой молодой политик и поэтому много чего помню. Я, например, помню, что эта партия власти у власти, страшно сказать, не первая. Уже была одна партия власти. И я помню, как лидер предыдущей партии власти как-то сказал простые, но замечательные слова одному из активистов партии. Он сказал так: «Видишь мои залысины, Костя, это ты их зализал».
Комментарий. Речь идет о лидере НДР Викторе Черномырдине, который, выступая перед сенаторами в 1998 году в рамках неудачной попытки опять стать премьером, обращался к Константину Титову, позволившему себе какую-то не очень комплиментарную реплику. Правда, Виктор Степанович обращался в этом случае все-таки не по имени, а по имени-отчеству. По имени – это типа «Борис, ты не прав».
Цитата: «Я не провожу никаких параллелей, я просто волнуюсь. Я просто волнуюсь за наших товарищей, за братскую партию. Я вижу, что мало того, что она не первая, так вроде бы выясняется, она еще и не единственная, а если это так и задуматься о будущем, так, может быть, она и не последняя. Кого же тогда будут поддерживать многомиллионные сторонники партии «Единство», начиная с апреля 2008 г., опять же всей душой? Куда пойдут «Идущие вместе»? Так и хочется по-товарищески подсказать, вы, ребята, конечно, идите вместе, но далеко не забредайте, мы внимательно смотрим, куда вы движетесь».
Комментарий. Опять возникает вопрос, кто «мы». Чубайс фактически утверждает, что эти самые «мы» – сила, которая будет у власти после 2008 года. В этой связи вспоминаются разговоры о том, что политические амбиции Чубайса на самом деле простираются до президентского уровня. Просто дата воплощения этих амбиций пока постоянно отодвигалась форс-мажорными обстоятельствами.
Цитата: «Это Гайдар построил первое Правительство в российском государстве. Это мы создали первую и ныне действующую российскую Конституцию и добились ее принятия в трудном декабре 1993 г. Это нами создана частная собственность – основополагающий институт российской государственности. Это на наших идеях и нашими силами выстроено практически все действующее российское законодательство. И после всего этого вот эта вот разнообразная политическая шпана, которая путалась у нас под ногами, будет называть себя патриотами?! Да каждый сидящий здесь вправе сказать на это: это я – государственник и я – русский патриот!»
Комментарий. Второй неожиданный тезис. По сути, Анатолий Борисович здесь переосмысляет штамп о русском патриотизме до следующего: патриот – это тот, кто строит государство, а остальные – просто болтуны. Надо сказать, что разделение государственник – либерал не исключительно российское, скорее – европейское. То есть одним махом меняется идеология реформ: мол, реформы девяностых были не какой-то специфической либеральная вещью (для индивидуальных свобод), а единственным инструментом для создания страны.
Цитата: «Еще об одной очень непростой для нас теме – теме под названием «ЯБЛОКО». Вы знаете, я серьезно думал над тем, что правильно сказать на этот счет, а в итоге вспомнил простое правило: если не знаешь, как сказать, говори правду. И я решил рассказать ту правду, которую пока еще мы не рассказывали. <…> Я предложил пожертвовать мной, и мы были готовы к тому, чтобы во вновь создаваемой структуре не было Чубайса, прекрасно понимая все, что с этим связано. Ровно с теми же предложениями мы 15 января этого года вышли на человека, который ну никак не мог быть безразличен Григорию Алексеевичу Явлинскому, как вы понимаете, напрямую, без посредника, на том историческом фоне, который был тогда и есть сейчас, мы были сразу же обречены на провал. Это серьезный, авторитетный, уважаемый человек, я не хотел бы называть его имя, но именно ему мы изложили нашу официальную позицию с просьбой донести ее до лидеров «ЯБЛОКА», а точнее говоря, лично до Григория Алексеевича».
Комментарий. «Уважаемый человек», это, вероятно, Михаил Ходорковский, инвестор как «Яблока», так и СПС.
Цитата: «Собственно, именно там и тогда, а точнее – в середине января этого года решался вопрос о том, какой будет конфигурация политических сил на демократическом фронте в эту избирательную компанию. Мы предложили объединение, нам ответили войной. Это очень плохо, но это уже произошло, а раз это произошло, значит, мы, как люди, отвечающие за Союз правых сил, обязаны действовать, исходя из политических реалий».
Комментарий. Жесткая фиксация отношений с «Яблоком» – война. В этом контексте по иному звучат обвинения со стороны лидеров «Яблока» в том, что в кампании СПС есть якобы специальный бюджет для борьбы с Явлинским.
Цитата: «Один мой хороший знакомый, мэр одного крупного города и бывший лидер бывшей политической партии как-то почти с нежностью сказал: «Станцию Чубайс мы уже, наконец, проехали». Он сказал об этом 5 лет назад. Алле!»
Комментарий. Неназванный мэр, это, естественно, Юрий Лужков, и злосчастная фраза вырвалась у него в пылу предвыборной борьбы на прошлых выборах.
Цитата: «Я решил раскрыть им нашу страшную тайну. Дело в том, что мы появились не 12 лет назад. Да, конечно, вы знаете, что именно 12 лет назад, в 1991 г., как раз на вершине развитого социализма нас позвали, чтобы спасти страну от массового голода. Это известный факт, но чуть менее известен тот факт, что это именно наших отцов в 1941 г., когда Сталин уничтожил весь цвет Советской Армии, позвали защищать Родину. Совсем плохо известен тот факт, что еще раньше Александр II, когда ему нужно было проводить земельную реформу в России и освобождать крестьян, позвал нас, а не кого бы то ни было. А еще раньше Петр I, когда ему нужно было строить великий город и закладывать основы новой России, нас позвал для этого. Так было всегда, потому что всегда, когда в стране нужно что-то создавать, строить, наводить порядок, решать, отвечать за свои решения, преодолевать, добиваться цели, то есть делать, зовут нас, потому что мы – люди дела, потому что мы в России были, есть и будем! Это наша страна и мы в ней навсегда! Вот поэтому мы и победим».
Комментарий. Как можно теперь понимать это «мы»? Не СПС, не младореформаторы, не лидеры гражданского общества. Что за такое явление «птенцы гнезда петрова»? Реальные реформаторы. Не в том смысле, в котором это слово употреблялось в девяностых, а в смысле настоящих реформ, петровских или александровских. Но тут есть проблема: исторические личности – это обычно относительно штучный товар, и непонятно, какое отношение они имеют к партиям. Но то, что есть претенденты на реальное историческое действие, уже приятно.