Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный правительством еще в 2003 г.
Еще процессе разработки и обсуждения законопроект вызвал негативную реакцию как правых, так и левых политических организаций. Теперь, несмотря на то, что изначальный вариант закона, принятый Госдумой в первом чтении, гораздо жестче, чем нынешний, регламентировал возможность публичных акций протеста, проводить какие-либо массовые акции будет не так просто.
В процессе доработки законопроекта было предложено порядка 400 поправок, около половины из которых профильным комитетом было рекомендовано к принятию.
Свою редакцию статьи закона, где запрещалось проведение митингов, предложил президент. Президентская поправка была принята депутатами как догма, и ее вставили в законопроект практически без изменений, сообщает РБК.
Хотя в общем концепция закона не вызвала возражений президента, ряд положений законопроекта, откровенно нарушавших демократические права и свободы граждан, рекомендовалось согласовать с положениями международных договоров и с нормами законодательства Российской Федерации.
В итоге, при необходимых 226 голосах закон поддержали 336 депутатов, проголосовали "против" - 97, воздержались двое депутатов. При обсуждении законопроекта в третьем чтении за его принятие фактически высказались только "единороссы". По мнению фракции "Единая Россия", законопроект является "достаточно либеральным и демократичным".
Оппозиционные фракции считают, что в документе слишком много ограничений на проведение публичных мероприятий, что ограничивает права и свободы граждан.
"Закон был очень плохой, сейчас просто плохой. Это не делает чести нам, что мы такой закон принимаем", - сказала перед голосованием депутат Думы от КПРФ Тамара Плетнева.
Главная концепция документа - замена разрешительного принципа на проведение публичных мерпориятий на уведомительный. Закон определяет, что организаторы мероприятий направляют уведомления в орган исполнительной власти. Ранее чиновник мог решать, принимать ему уведомление или нет.
Отказ в проведении митинга может быть мотивирован тем, что "текст уведомления, а также иные данные дают обоснованные основания предположить, что цели запланированного мероприятия и форма его проведения будут противоречить положениям Конституции или запретам, предусмотренным в административном или уголовном законодательстве", передает РИА “Новости”.
Организатор мероприятия должен подать уведомление в орган исполнительной власти в срок не ранее 15 и не позднее десяти дней до даты проведения мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до даты его проведения.
Продлено время проведения массовых мероприятий. Один организатор может проводить митинги, шествия и пикетирования в течение пяти дней ежедневно с 7.00 до 23.00.
В процессе доработки из закона был исключен запрет на проведение массовых мероприятий перед зданиями федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, иностранными посольствами, учебными и медицинскими учреждениями. Также в знак протеста разрешено перекрывать автомагистрали.
По-прежнему запрещено проводить массовые мероприятия перед резиденцией президента РФ, судами, СИЗО, возле предприятий с опасным производством, путепроводов, трубопроводов и в пограничной зоне.
Между тем, органы власти фактически получили право разогнать митинг в случае нарушения порядка, а также отказать в его проведении или предложить другое место. Закон вводит жесткие временные рамки согласования нового места, а отказ от предложения приводит к автоматическому запрету на проведение мероприятия.
Против принятого Госдумой РФ законопроекта, помимо оппозиции, выступил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Об этом он заявил в пятницу на встрече со спикером нижней палаты Борисом Грызловым. По словам патриарха, принятый закон о митингах может сильно помешать проведению церковных мероприятий. В частности, по нему нельзя проводить массовые мероприятия после 22 часов, что ставит под вопрос проведение Крестного хода.