будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Страна

Закрытие Государственной Думы

Закрытие Государственной Думы
52_01

До последнего времени у нас не было повода высказываться по поводу партий и парламентской демократии в России. Как писал Владимир Набоков, разговор прекращен по причине отсутствия собеседника. В данном случае – еще и по причине отсутcтвия предмета для разговора.

Тема как-то оживилась сразу по трем линиям. Намеки на политику появились внутри «Единой России»: группа вполне себе здравых членов обратилось к сотоварищам с письмом о необходимости усиления «правой», «либеральной», демократической активности внутри партии власти. В конце прошлой недели муторно обсуждалось возможность выделения из «Единой России» двух крыльев – правого и левого, естественно. Даже назывался автор проекта – замглавы кремлевской администрации, глава неформального «министерства внутренней политики» Владислав Сурков, а глава президентской администрации Дмитрий Медведев заявил о необходимости создания «правой» партии, лояльной власти. Но в выходные Борис Грызлов неожиданно заявил, что крыльев не будет, а будет лишь внутрипартийная дискуссия на общей платформе загадочного «социального консерватизма». В общем, "ЕдРо" - не ангел, что мы и раньше знали.

Одновременно прекращением раскола партии власти произошло очередное разъединение в ряду оппозиционных «демократов». От партийного проекта «Комитета-2008», похоже, отдаляются Владимир Рыжков и ряд других политиков, вроде бы несогласных с формулой объединения вокруг денег Леонида Невзлина (ЮКОС-«Менатеп»). Мучительно ищет лидера СПС, по-прежнему непримиримо «Яблоко»…

Над всем этим безобразием  в качестве новых жестких правил игры повисло новое избирательное законодательство, согласно которому вводится «чистая» партийная система (взамен смешанной, с половиной мажоритарных мандатов), причем с высоким барьером прохождения в Думу – в 7%. Формально законодательство стимулирует процессы партийного объединения и укрупнения.

Со стороны некоторых «демократических» и общественных организаций уже прозвучала очевидная и очевидно неконструктивная критика законодательных нововведений: мол, они недемократичны и антиконституционны. Я этого всего не понимаю: почему, например, 5% избирательного барьера – демократичны, а 7% - нет. И вообще нет в природе никакого общепринятого и безусловно правильного «стандарта» парламентской демократии. Разные демократические процедуры имеют свои достоинства и недостатки, подробно описанные в западной политологии. (И даже в «Занимательной математике»  у Гарднера, где иллюстрируются карточные фокусы и т.н. нетранзитивные парадоксы, показано, как прямое голосование может привести к победе кандидата имеющего наименьшее доверие избирателей)

В представительной демократии всегда есть пространство игры, в результате которых можно лишить представительства определенные группы общества за счет нюансов процедуры избрания. Так, например, в пропорциональной системе выборов, очевидно не учитываются интересы тех избирателей, которые голосуют за партии, не прошедшие в парламент. Но если сделать самый маленький порог, то может начаться игра, которая вообще не имеет никакого отношения к избирателю. Например, большинство может получить не та партия, которая имеет наибольшую поддержку избирателя, а та, которая сумела вокруг себя собрать всякую «мелочь». А в условиях слабой парламентской демократии, партийная многоголосица приводит к неорганизованности коммуникации, хаосу, что в свою очередь лишает представительства вообще всех избирателей.

Но самая «продвинутая» игра по лишению населения представительства изобретена самыми мощными демократиями мира. Речь идет о системе, когда про самые крупные партии в стране известно, что победит одна из них, но при этом большинству избирателей непонятно, чем они отличаются. Высший пилотаж – это т.н. «имиджевые предвыборные кампании», когда Дж. Буша выбирают не потому, что у него есть какой-то план действий, а потому что он – «рубаха-парень», «он похож на среднего человека». То же самое – Путин. Классический пример, как нам рассказал на лекции в прошедший четверг итальянский философ Ремо Бодеи, - это партия Сильвио Берлускони «Forza Italia» («вперед, Италия!» или «Италия, шайбу-шайбу!»). Это тип партий без конкретного смысла, пришедших на смену «идейным» социал-демократам, христианским партиям, либеральным партиям, то есть организациями, имевшим идеологию и принципы. 

К этому же новомодному анклаву мировой партийной бессмыслицы относится и все наши партии, кроме коммунистов и, может быть, «демократов» в их лучшие времена. Имиджевое, бессодержательное устройство партий, вообще-то, лишает смысла представительство населения вообще, правящему классу только нужно научиться нравиться народу и умело создавать иллюзию выбора. Для чего умные и умелые правящие классы используют честное голосование при заранее известном удовлетворительном результате (кто бы не победил, все равно политика круто не изменится, никого не повесят и не посадят), а глупые и неумелые правители – подтасовки при голосовании.

Наша ситуация с представительной демократией осложняется еще и тем, что парламента у нас нет. В 2003 году по просьбе президента население превратило Государственную Думу в часть административной системы, дав большинство номенклатурной партии. Причем,  даже по оценкам СПС, подтасовки были, но из объем их был порядка 1%, что значит, что народ на сей раз сам «разогнал» Думу, имя в виду помочь президенту. И не народ виноват, что Путин не ведал, что творит. И что в результате страна осталась без законодательного органа, и что качество законов определяется исключительно добросовестностью правительства и его экспертов, что, конечно, - ужас. Так государственное правление строить нельзя. 

Поэтому единственное разумное отношение в возне на партийном фронте и к изменению выборного законодательства подразумевает следующие вопросы. Способствуют ли изменения на законодательном и партийном фронте созданию работающих государственных институтов? Способствуют ли они созданию необходимой политической коммуникации в стране? Что нужно строить - иллюзию участия населения в политике или механизмы содержательного вовлечения населения в политику? Я-то думаю, что необходимо вовлекать общество в политику по-настоящему. И не только потому, что я, так сказать, - демократ, но и потому, что многие эпохальные задачи использования ресурса общества решить нельзя.

Вот отсюда и происходит настоящая убийственная критика происходящего. Я могу предположить ситуацию, при которой законодательство, стимулирующее укрупнение партий имеет смысл для страны. В том случае, когда такие партии есть или создаются, и их качество достаточно для организации политики. То есть нужно не препятствовать, а способствовать разделению партии власти и интеграции остальной мелочи. Тут можно сколько угодно управлять процессом, но необходимо допустить финансирование, доступ в телевизор ровно тех (двух-трех) партий, достаточно независимых и имеющих разное содержание для того, чтобы создать квалифицированное и действительно всесторонне обсуждение любого важного для страны проекта без оглядки "на начальство", а не имитацию и лизоблюдство.

Но в итоге власть сказала «а», не сказав «б» - «Единая Россия» пролоббировала преференции себе лично, продолжаются разделительные проекты справа и слева, что означает, что Думу можно закрыть за бессмысленностью – номенклатуры и так полно. Думаю, что и миллион долларов (минимум) за хорошее место в проходном избирательном списке – это лишняя трата денег: ни на что влиять парламент не будет. Так что в данном случае вред для страны одновременно означает и удар по личным интересам членов номенклатуры.

На самом деле, у России вообще как-то не сложилось с представительной демократией, и ей нужно с нуля создать сразу несколько необходимых государственных институтов (мы это будем обсуждать и в дальнейших публикациях подробнее). Во-первых, «конституционный» - для обсуждения и утверждения консенсуса по фундаментальным вопросам социальной жизни – налоги, приватизация, социальная политика, региональное устройство и т.п. Во-вторых, законодательно-судебный - для квалифицированного обсуждения качества законов, предлагаемых правительством, и контроля за их исполнением. И, в-третьих, «митинговый»  - для максимального представительства всего спектра имеющихся в народе мнений, чувств и переживаний по поводу России.

Для чего из этого могут сгодиться уже имеющиеся и возникающие партии? При некотором усилии для третьего. Но для осуществления этой функции надо распустить партию власти, устроить интересные и конкурентные (без административного давления) выборы, дать всем значимым мнениям какое-то место в телевизоре, но… ни в коем случае не подпускать партийцев к реальной законодательной деятельности и непосредственному принятию политических решений. Что снимает камень с сердца – необязательно бороться за исключительную победу только своих, опасаясь неожиданных, опасных и демагогических законов. И для этого как раз и не нужен порог в 7% - в функции «митинга» разноголосица только поможет. От них обществу и власти нужен только громкий крик, «народный вопль» одобрения и протеста, который сам по себе важен, повысит адекватность законодателя и номенклатуры (будет заранее известно отношение общества к нововведениям) и будет косвенно (силой крика) влиять на политику.

А если строить законодательный орган – неплохо бы понять, как в него попадут самые авторитетные и профессиональные критики законов и правоприменительной практики (а не те, кто имеет миллион, протекцию или умение горланить). Посредством одной только процедуры всеобщих выборов здесь не пройти. В этом деле важны персональная известность, квалификация, незавивимость от номенклатурной конъюнктуры, а не партийная принадлежность. Партии типа «Единой России» этого не обеспечат – потому что сделаны из никому не известных людей, прикрытых для красоты знаковыми лидерами, которые даже закон о льготах приняли ровно «как велено». Их не интересует персональный и коллективный авторитет и репутация, что для хорошей законодательной работы является остро необходимым.

См. также:

  • Дмитрий Медведев. Интервью журналу "Эксперт"
  • Долгин. Как сохранить свой голос
  • Лейбин. Идол демократии. Против ересей
  • Лейбин. Музыка революции. Прозаическое либретто
  • Шушарин. Главное - второй шаг
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).