Вчера бывший глава охраны Бориса Ельцина Александр Коржаков собрал журналистов на пресс-конференцию, посвященную безопасности ведения бизнеса в России. Кроме депутатского кресла Коржаков уже больше года занимает пост главы комитета Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности. До вчерашнего дня особой публичной активности на своем посту Коржаков не проявлял. Возвращение в большую политику главного пугала либералов ельцинской эпохи весьма симптоматично на фоне кампании по закручиванию гаек, которая вот уже несколько месяцев идет в стране.
К журналистам Коржаков вернулся не один, были его коллеги по КГБ, что скорее подтверждает серьезность его намерений. Высокопоставленные комитетчики вообще появляются на публике нечасто, даже если они в отставке и работают в общественных организациях. Список же участников пресс-конференции оказался весьма представительным. Бывший руководитель Службы безопасности президента Александр Коржаков был одним из самых влиятельных теневых игроков первой половины девяностых. Генерал-майор Александр Макарычев побывал и главой кабардино-балкарского Министерства безопасности, и руководителем управления собственной безопасности МВД. В Торгово-промышленной палате он возглавляет департамент экономической безопасности. Генерал-полковник Юрий Шанкин, бывший статс-секретарь ФАПСИ, теперь руководит подкомитетом по информационной безопасности ТПП.
Коржакова, обладавшего уникальным влиянием на Ельцина, удалось вышвырнуть из верхних эшелонов власти между двумя турами президентских выборов 1996 года стараниями Анатолия Чубайса, который тогда возглавлял предвыборный штаб Ельцина. Коржаков настаивал на отмене выборов, за что Ельцин его и уволил.
Все это время Коржаков не оставлял попыток вернуться в большую политику, используя свои старые связи. В 1999 году он был избран депутатом в Государственную думу от Тульской области. А в 2001 году стал автором громкого скандала: газета «Стрингер» которую патронирует Коржаков, опубликовала перехват телефонных переговоров из приемной главы администрации президента Александра Волошина. Никакой секретной информации в распечатке не было – всего лишь переговоры референта с чиновниками, обращавшимися в приемную по различным рабочим вопросам. Похоже, целью публикации была попытка доказать, что Коржаков до сих пор «в игре». Теперь на волне гэбисткого реванша Коржаков хочет вернуться в большую политику как защитник малых бизнесменов.
Время для публичной активности выбрано отнюдь не случайное – сегодня в Басманном суде состоится рассмотрение жалоб ЮКОСа на действия Генпрокуратуры. Вряд ли наш «независимый» суд решится выступить против сомнительных действий прокуратуры и ФСБ в ходе обысков в различных структурах, связанных с ЮКОСом. Правда, защищать бывшие комитетчики собираются совсем не Платона Лебедева. В дело ЮКОСа, по словам Коржакова, комитет вмешиваться не собирается, так как их никто об этом не просил. По словам Александра Макарычева, сейчас главное – защитить средний и мелкий бизнес, поскольку крупный сможет и сам за себя постоять. То есть получается, что в то время, как одни гэбешники на пару с прокуратурой организуют «наезды» на крупный бизнес, другие предлагают защиту мелкому и среднему.
Из того, каким образом будет идти защита мелкого и среднего бизнеса, секрета не делали. Хотя, наверное, стоило бы – ведь можно подумать, что примерно так же производятся и «наезды» их бывшими коллегами по комитету. Макарычев рассказал историю. Однажды к нему обратился предприниматель, на которого незаконно возбудили уголовное дело. Департамент экономической безопасности принял меры – дело закрыли. После этого Макарычеву позвонил заместитель генпрокурора и спросил: стоит ли наказать зарвавшегося работника? На что генерал-майор в отставке ответил: «Скажите этому прокурору, чтобы он извинился перед предпринимателем, а наказывать его или нет – это ваше дело». У Коржакова свой эффектный метод помощи предпринимателям – он отправляет в правоохранительные органы депутатский запрос: «Может быть это не очень корректно, но пока проходит». Говоря о дальнейших перспективах, Макарычев перешел на понятия: «Наше дело сейчас – сдвигание крыш. Сдвинуть одну крышу, другую, а дальше пусть будет спор хозяйственных субъектов, в который мы не будем вмешиваться».
Можно подумать, таким образом силовики опровергают своих оппонентов, например депутата Бориса Надеждина, который говорит, что после того, как будет покончено с олигархами, репрессии могут быть распространены и по отношению к простым предпринимателям или даже к простым гражданам. Однако настораживает агрессивная риторика. Если хочешь кого-то успокоить – не стоит пугать. Ведь генерал ФСБ не позволит себе сказать лишнего на публике. Сказанное на пресс-конференции – это сигнал обществу. Чекисты говорят: мы можем вас защитить, но можем и покарать.
Вряд ли подобная пресс-конференция состоялась бы, например, полгода назад, когда получившие свободу действий силовики еще не начали закручивать гайки: устраивать погоню за «оборотнями», пересматривать итоги приватизации. Гэбешники понимают, что настал их час, и начинают действовать – самостоятельно и публично. У них есть политический агент – «Народная партия», почему бы не быть агенту в сфере НКО.
Вообще, фирменным знаком первого срока путинского президентства было создание системы сдержек и противовесов. Но теперь, когда казавшийся в первый год вполне прочным союз технократов и выходцев из спецслужб начал рассыпаться – этот раскол пошел по всей системе власти. Отовсюду стали появляться невидимые до сих пор чекисткие зубы. Союзники – почти что сиамские близнецы – превращаются в соперников. У бестолковой «Единой России» появился конкурент в виде национал-социалистического «Народного депутата». У РСПП, поддерживающего ЮКОС, может появиться конкурент в лице ТПП. Не случайно же от лица палаты по актуальнейшей для бизнеса тематике (история с ЮКОСом порядком обвалила фондовый рынок, что не может не представлять реальную угрозу для российского бизнеса) выступает не солидный и респектабельный Примаков, а немного подзабытый, но от этого не менее страшный Коржаков.