В нескольких регионах России владельцы грузовиков, перевозящих зерно, отказались работать, требуя навести порядок в этой сфере. В акции против низких цен на их услуги, недобросовестной конкуренции и коррупционных схем участвуют водители из Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Самарской, Саратовской областей, а также Краснодарского и Ставропольского краев. Конфликтная ситуация, из-за которой столкнулись с проблемами уже несколько крупных экспортеров связана с усилением контроля за грузовиками, работающими с перегрузом.
О серии забастовок, начавшейся на этой неделе, сообщает «Коммерсантъ». По разным оценкам в них участвуют около 70% от всех перевозчиков зерна в стране, они саботируют отгрузки около 4% месячных поставок, которые, по оценкам «Совэкона» составляют 2,3 млн тонн. Уже не отгружено 90 тысяч тонн сырья, ситуация может вызвать простой судов и срыв контрактов.
На прошлой неделе ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» направила президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, главам Минсельхоза и Минтранса Дмитрию Патрушеву и Евгению Дитриху письма, констатирующие, что ситуация на рынке сельскохозяйственных перевозок становится критической из-за владельцев груза. Чтобы сократить расходы на транспортировку, они в два-три раза превышают допустимый вес, перевозчикам приходится на это соглашаться из-за низких тарифов, чтобы хоть как-то компенсировать расходы на ремонт и заправку. Глава ростовского отделения ассоциации Александр Типикин сообщает, что водители получают 1,43 тысяч рублей на тонну зерна при логистическом плече в 550 км, тогда как минимально приемлемый размер тарифа должен быть на уровне 1,75 тысяч рублей на тонну, иначе он не позволяет автовладельцам содержать машины.
«С трехкратным перегрузом, заплатив на каждом посту по 2 тысяч рублей, еще можно добиться какой-то рентабельности, но это с нарушением законодательства. Если же перевозчик не заплатит мзду, ему за превышение общей массы транспортного средства грозит штраф до 500 тысяч рублей», — говорит президент «Грузавтотранса» Владимир Митягин. Авторы письма считают, что государство должно вмешаться и проконтролировать, чтобы участники рынка соблюдали закон: если в одной машине перестанут перевозить груз трех машин, то ценообразование нормализуется. Со своей стороны ассоциация намерена собрать на одной площадке трейдеров и перевозчиков, чтобы выработать хартию о добросовестном ведении бизнеса.
Пока же водители прекратили принимать заказы и вышли на дороги перед погрузочными терминалами. Они останавливают тех, кто продолжает работу, и проводят с ними разъяснительные беседы, подчёркивая, что действуют в правовом поле, без насилия и порчи имущества. Рассчитывают, что со временем убедят всех коллег присоединиться к бойкоту, в результате чего грузовладельцы пересмотрят расценки. А если убеждение не сработает, забастовщики будут лично останавливать перегруженные зерновозы и вызывать представителей надзорных органов для взвешивания. По закону превышение допустимых весовых норм больше чем на половину сулит водителю штраф от 7 тыс. до 10 тыс. рублей (или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев), а юридическим лицам и ИП — от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
Как говорят протестующие, ГИБДД и полиция следят за обстановкой: они выезжали на места забастовок, но «посмотрели, что все в порядке и уехали». В Минсельхозе уже встертились с представителями «Грузавтотранса» и утверждают, что находятся в постоянном контакте с перевозчиками и трейдерами. Совместно с Минтрансом ведомство сейчас обсуждает пути выхода из сложившейся ситуации.
«Остановилось до половины погрузок, — сообщает один из организаторов протестных акций Андрей Грузденко. — Glencore на неделю приостановил свои отгрузки в порт Азов, терминал в Тамани также приостановил работу, в Новороссийск поставки упали практически вдвое».
По оценкам руководителя компании Smartseeds Кириллп Подольского, больше половины зерна сейчас транспортируют с перегрузом. Ситуация стала совсем критической в связи с ростом цен на топливо на 20% и одновременным снижением цен на перевозку. По прогнозам эксперта, масштабы забастовки будут нарастать, несмотря на низкую сезонную активность. По мнению директора «Совэкона» Андрея Сизова, для решения проблемы нужно либо пересмотреть текущие нормативы, либо ужесточить контроль за сектором, что негативно скажется на доходах сельхозпроизводителей.