Пассажирское железнодорожное сообщение между Россией и Украиной чуть более чем через полтора месяца может прекратиться. Во всяком случае по данным «Коммерсанта» «Укрзализныця» направила своим коллегам из РЖД вечером в среду телеграмму с просьбой не начинать продажу билетов на все поезда, следующие по территории Украины, с 27 мая. Причиной такой просьбы, якобы, стало «рассогласование» графиков движения поездов в Крым.
В РЖД из-за «неоднозначности формулировки», пишет «Коммерсант» решили прекратить продажу билетов не только в Крым, но и на Украину вообще.
Пока что рядовые пассажиры не чувствуют изменений: продажа билетов открывается за 45 дней до даты поездки, сегодня можно купить билет на 25 мая, в том числе и в Крым. Таким образом, даже если проблемы действительно возникли, в руководства двух железных дорог есть два дня на то, чтобы их разрешить без каких-либо последствий.
О том, что железнодорожное сообщение между Россией у Украиной может прекратиться 10 апреля в эфире канала «Россия 24» заявил глава РЖД Владимир Якунин. По его словам, российская сторона получает сигналы о том, что «в силу определенной несогласованности графиков движения эти перевозки могут, по крайней мере на какое-то время, вообще прекратиться».
Сейчас между Россией и крымскими городами, Севастополем, Симферополем и Керчью, следует шесть поездов. Еще 46 составов из России следуют либо на материковую часть Украины, либо через Украину в Молдавию. В 2013 году 3,7 млн человек воспользовались железной дорогой чтобы попасть из России в Крым и более 10 млн чтобы поехать на Украину.
Несмотря на то, что никаких официальных подтверждений предстоящего разрыва железнодорожного сообщения между двумя странами пока не поступало, в связи с вхождением Крыма в состав России проблемы с железнодорожным сообщением ожидались многими. И в Киеве, и в Москве неоднократно заявляли, что несмотря на проблемы железная дорога работает в прежнем режиме, однако Якунин вчера заявил, что РЖД готова подвозить пассажиров не прямиком в Крым, а к черноморским портам, в первую очередь в Анапу, и оттуда отдыхающие уже смогут морским транспортом добраться до курортов.
Во время распада Советского Союза железнодорожное сообщение между Россией и Украиной не прерывалось не только благодаря обоюдному желанию сохранения движения, но еще и потому, что граница государств в целом совпадала с границей филиалов железных дорог. Налаживание межгосударственного сообщения между Россией и Украиной заняло около пяти лет. Совершенно другая ситуация была при выделении Молдавских железных дорог, которые до распада СССР не были отдельным предприятием, утряска всех вопросов закончилась только к 2000 году.
Железные дороги в Крыму никогда не были самостоятельным предприятием, до отделения полуострова существовала Крымская дирекция Приднепровской железной дороги, которая управляла станциями и депо, но в распоряжении которой не было даже мощностей для обеспечения капитального ремонта путей. Также железные дороги в Крыму по большей части не электрифицированы, а значит полуостров зависит от поставок дизельного топлива.
Даже если Украина решит не прерывать железнодорожное сообщение, на стыковых станциях, то есть практически в чистом поле, необходимо будет в считанные месяцы создать пункты таможенного и пограничного контроля, на которых дважды, на территории Украина, а затем в Крыму, будет останавливаться каждый состав.
Вдобавок придется налаживать оборот локомотивов — сейчас приписанные к крымским станциям электровозы тянут поезда до Запорожья или Харькова, в случае реального разделения железных дорог крымским депо придется обеспечивать тягу всех составов на территории полуострова.
Связи крымской железной дороги с Украиной не удастся разорвать даже если на полную задействовать возможности паромной переправы в Керчи: от Керчи до Джанкоя сейчас проложена однопутная неэлектрифицированная ветка.
Таким образом даже небольшие проблемы на границе могут привести к фактической блокаде полуострова: в 2013 году 87,8% грузооборота приходилось на железную дорогу, остальное — на морской и авиатранспорт.
Стоит отметить, что у железнодорожного сообщения между Крымом и Украиной уже начались проблемы. Новые крымские власти отменили пригородные поезда, которые соединяли полуостров с Мелитополем. Руководство Приднепровской железной дороги запустило дополнительные электрички, которые ходят до пограничной с Крымом Новоалексеевки. Руководство ПЖД обращалось с предложением запустить до этой же станции электропоезд из Джанкоя, однако крымские власти отказались от этой идеи, по крайней мере до решения вопроса о пограничном и таможенном контроле.
Пока что еще не отменен региональный поезд Николаев-Керчь.
Впрочем, тотальная зависимость Крыма от туристической отрасли является во многом преувеличением: во всяком случае в бюджете полуострова поступления от этого сектора в 2013 году составили около 6%. В тоже время некоторые районы, главным образом Ялта и весь Южный берег Крыма, в сезон живут практически только за счет туристов.
2013 году в Крыму отдохнули почти 5,9 млн туристов. Более половины отдыхающих, 51,7% приехали из Украины, 40,2% - из России.
68% туристов добираются до Крыма поездом — главным образом это украинцы, так как местные перевозки стоят относительно дешево и - жители Москвы, хотя проезд занимает около суток и цены мест в купе уже сравнимы с стоимостью авиабилетов.