будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Страна
Усыскин Лев

Жизнь без иллюзий

18 октября исполняется 125 лет со дня рождения Владимира (Зеева) Жаботинского – одного из наиболее значительных деятелей сионизма, почитаемого в Израиле среди отцов-основателей еврейского государства и похороненного в этом государстве на самом почетном мемориальном кладбище.

С точки зрения сионистского движения, Жаботинский – автор одной из краеугольных его идей. Состоит она в постулировании того, что евреи могут и должны отстаивать свои интересы вооруженной силой, и что такое отстаивание имеет все шансы на успех. Нет нужды пояснять, что данная идея в те годы (на рубеже XIX и XX веков) не выглядела тривиальной – евреям, конечно, зачастую приходилось сражаться в составе армий различных государств, но вот целиком еврейских воинских подразделений, да еще и воюющих за собственно еврейские интересы, человечество не видело на тот момент уже много веков.

Выдвинув этот тезис, Жаботинский положил жизнь на его практическое воплощение в разных формах – от отрядов еврейской самообороны, противостоящих погромщикам в южных губерниях России, через регулярное воинское подразделение, освобождавшее Палестину от немецко-турецких войск во время Первой мировой в составе английского экспедиционного корпуса, до создания подпольных вооруженных формирований, боровшихся уже с английской администрацией и ее проарабской политикой.

Путь этот не был легким – так, в 1920 году англичане посадили Владимира в тюрьму крепости Акко, приговорив к 15 годам заключения. И только угроза массовых беспорядков среди еврейского населения Палестины заставила их через три месяца выпустить Жаботинского на свободу. Кроме того, Жаботинский был одним из немногих представителей праворадикального крыла сионизма и, в связи с этим, пребывал в перманентном и подчас весьма жестком – вплоть до угроз физической расправы - конфликте с доминировавшими в движении социалистами.

Однако значение этого человека отнюдь не исчерпывается внутриеврейской проблематикой, простираясь за ее пределы и, во всяком случае, захватывая Россию – страну, в которой Жаботинский вырос и на языке которой написал большую часть своих сочинений. Несмотря на заметную долю составляющей традиционного еврейского воспитания и образования, Владимир, вне всякого сомнения, являлся типичным продуктом русского Серебряного века. Точнее говоря, одним из вариантов человеческого продукта того беспрецедентного российского культурного взрыва, обогатившего страны и народы множеством выдающихся дарований самых разных направлений специализации.

Уже в первые годы прошлого столетия Жаботинский был вполне состоявшимся русским литератором – исключительно популярным журналистом (отнюдь не только в русско-еврейской прессе), переводчиком, драматургом, прозаиком. Корней Чуковский, приходившийся Жаботинскому младшим гимназическим товарищем, был признателен ему как первому в своей жизни знакомому, разделившему и, отчасти, сформировавшему литературные привязанности будущего замечательного русского поэта и критика.

И все же вклад Жаботинского в русскую словесность едва ли может считаться достаточным поводом для празднования стодвадцатипятилетнего юбилея. Куда как интереснее, на наш взгляд, некоторые черты личности Жаботинского, определившие в значительной степени характер и стиль его политической деятельности. Рискнем сказать даже, что эти черты интересней и, во всяком случае, актуальнее для нас теперь, чем сама эта политическая деятельность.

Пожалуй, в сжатой форме их основа может быть определена как способность отрешаться от иллюзий в отношении партнеров и контрагентов. Попав перед Первой мировой по делам сионистского движения в Турцию, Жаботинский быстро пришел к выводу о бессмысленности завязывания долговременных отношений с правительством султана Абдул-Гамида. Просто в силу мировоззренческой разницы, исключающей обретение общего языка. Подобный взгляд шел вразрез с упованиями тогдашней сионистской верхушки, пытавшейся выторговать у турок поддержку переселению евреев в Палестину. Эти шашни обосновывались чуть ли не отсылками к Торе, однако время показало, что Жаботинский был прав: ничего путного от Стамбула добиться не удалось, но прошло всего несколько лет, и от турецкой власти в Палестине не осталось и следа.

Аналогично обстояло дело и в 1916 году, когда занимавшийся созданием еврейского воинского соединения Жаботинский приехал в союзный Петербург. Пообщавшись без особого результата с рядом довольно высокопоставленных чиновников и поглядев вокруг, он столь же однозначно понял, что "ловить здесь нечего": перед ним было общество, начисто утратившее инстинкт самосохранения, лишенное внутреннего целеполагания и единства. Впереди у этого общества – неизбежная катастрофа, и в качестве союзника оно бесперспективно. Нечего даже и тратить время. Подобный подход можно было бы назвать политиканским цинизмом, но это не так: перед нами как раз специфический вид честности, отнюдь не являющийся самым удобным инструментом для политической деятельности.

Евреи, считал Жаботинский, как всякие цивилизованные и культурные люди, безусловно должны уважать других людей и другие народы, но вот деятельно сочувствовать им абсолютно излишне – это только отвлекает силы от собственных, еврейских проблем, которые, в свою очередь, никто, кроме евреев, решать не будет. Именно поэтому читать высказывания Жаботинского о России – полезное, но довольно болезненное занятие для человека, любящего нашу Родину. Жаботинский-то ее абсолютно не любит и не притворяется, что любит, – но при этом глядит на нее умным и трезвым взглядом. То есть, по языку, основному культурному базису, он - наш. А по устремлениям – нет. Даже не эмигрант, связанный с утраченной родиной путами болезненных комплексов, а иностранец. Чужой. Чужой, который все про нас знает и правильно понимает. И общение с таким человеком, пусть даже через чтение им написанного, требует от нас взрослости, расставания с розовыми соплями идеализма.

Впрочем, Жаботинский не питал иллюзий и относительно евреев тоже. Так, он достаточно жестко критиковал распространенную одно время в сионистских кругах убежденность, что проблему с арабами можно решить исключительно деньгами. Дескать, заплатим им щедро, очень щедро за землю – они и уедут из Палестины самостоятельно. Нет, этого не произойдет, считал политик, арабы никуда по своей воле не уедут. Потому, что это их родина тоже. И если евреи не считают для себя возможным продавать родину за деньги, то нет оснований ожидать подобного и от представителей других народов. Арабы живут здесь, в Палестине, пусть три века, а не тридцать три, как евреи, – но все же достаточно, чтобы считать эту землю родиной. И потому имеют на нее точно такое же право, как и евреи. А стало быть, поскольку вместе евреям с арабами по факту не ужиться, страна останется за теми, кто проявит бόльшую волю. Вот эта большая воля и есть, в конечном счете, главное оправдание и обоснование прав евреев на Палестину. Мораль здесь очевидна: крепить ряды и не отвлекаться на интеллектуальные выкрутасы.

См. также:

  • Горовиц. Приветствие ассимиляции, или Сионизм как противоречие
  • Штейнер. Что такое "Палестина"?
  • Эпштейн, Урицкий. Британское правление в Палестине (1917–1948): между евреями и арабами
  • Лопатников. Зеленая крона с черными корнями
Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).