Вот и еще неделя прошла (кстати, прекрасный универсальный зачин для еженедельных колонок). Прошла как бы по трем параллелям. С одной стороны, это Страстная Неделя. Лично для меня интересно, что полмесяца назад я наблюдал следы этих событий в пространстве - улицу за улицей, ступеньку за ступенькой. А сейчас – день за днем. Ну, это индивидуальное переживание, что о нем особо писать, просто отметим – есть такая линия.
Другая линия – годовщина Чернобыля. 25 лет назад, во время катастрофы я был начинающий литератор, аспирант мехмата МГУ, ни с какой стороны уже не имеющий отношения к атомной энергетике. Дело не в том, что я еще помнил, что такое РБМК и графитовый стержень. Скажу так: в моем сознании тогда если не обрушилось, то сильно покосилось само понятие мирного атома. Курт Воннегут, по-моему, не только гениальный писатель, но и один из самых резких и точных мыслителей конца ХХ века, про взрыв атомной бомбы сказал так: наука познала грех. Да, видимо, до тех пор – в конструкции винтовки ли, порохового заряда, арбалета – грех привычно познавала цепкая инженерная мысль, смекалка. Атомная бомба инженерами не обошлась. Так вот, после Чернобыля (мне) стал очевиден собственно грех познания, в который упирается наука. Чтобы не блистать исключительно задним умом и окончательно утвердиться в качестве ретрограда, укажу еще одну явно запретную из общегуманитарных соображений область – геном человека. Очевидно, что не надо сюда ехать. Очевидно, с другой стороны, что прогресс не остановить. Остается наблюдать.
Можно ли обойтись без атомной энергетики? Специалисты приводят убедительные расчеты – при растущем потреблении, несмотря на сегодняшнюю скромную долю АЭС в общей добыче энергии, - видимо, нет. Вопрос – можно ли добровольно ограничить потребление. Если слегка заострить проблему, шесть миллиардов вопросов к конкретным людям: так ли уж каждый киловатт-час, растраченный тобой, необходим человечеству? Вопрос глубоко риторический, ответ (не твое собачье дело) очевиден. Вряд ли возможно ограничить потребление, как и познание.
Ну, это ладно. Любопытно, что за вычетом двух удаленных пунктиров мало чего остается – мало сугубо моего личного проживания на магистралях Москвы. Ну, если только пара наблюдений.
Наконец-то весна. Кто-то там чирикает, свежо пахнет… краской. Первое действие нового мэра, заслужившее мое одобрение, – всё подлежащее окраске окрашено. Лиха беда начало.
Торжественные плакаты «Алисы» - 20-летие группы отмечается как шабаш. Красное на черном. ОК, все нормально. Отчего-то вспоминается Кинчев примерно десятилетней давности, впавший в острое православие, этакий набожный и постный. У меня осело в памяти, как великолепно он отмахнулся от своей же ранней демонической стилистики: это, мол, дьявол говорил через меня. С него, Кинчева, и спросу, стало быть, нет. Отлично. С изложенной точки зрения, эту афишу опять сверстал дьявол. Непонятно только, что именно он отмечает: для дьявола, насколько я понимаю, 20 лет – не масштаб.
Пешеходный переход. Красный свет светофора. Торопящиеся ныряют в форточки между машинами. Остальные мрачно стоят.
Вспомнилось «наблюдение» одного моего знакомого за переходом около одного из новомодных финансово-юридических вузов. Юристы переходят на зеленый, финансисты – когда нет машин. Слово «наблюдение» я ставлю в кавычки, потому что сложновато визуально отличить финансиста от юриста. Так что это скорее определение двух типов ментальности.
Между тем, поток автомобилей иссякает. Хотя по-прежнему красный, улицу переходят все. То есть все мы финансисты, юристов среди нас нет. И мы с вами плавно выруливаем на прекрасную тему, о которой мне давно хотелось немного поговорить:
Согласитесь, когда говорят о нашей российской неправильной ментальности, которая мешает нам радостно разделить западные цивилизационные ценности, с усталой брезгливостью поминают и правовой нигилизм. Не уважаем мы закон – ну, что хочешь, то и делай.
Вот немцы стоят на пустой улице, если красный свет. А если сломать (в порядке эксперимента) светофор, то так и будут стоять до вечера. Ну, самые свободомыслящие прогуляются до следующего светофора. Молодцы немцы. С ними можно построить что угодно.
Всмотревшись в мутные глубины своего сознания, да и подсознания (насколько видно), я различаю контуры правового нигилизма. Но усталой брезгливости не разделяю.
Посудите сами. Мне за 50, и у меня есть свое мнение насчет: проституции, абортов, смертной казни, легких наркотиков, эвтаназии и тому подобных спорных проблем. Между тем, есть законы РФ, выражающие государственное отношение к каждому из этих вопросов. Располагаю ли я мысленно эти законы над своими взглядами? Нет. Стараюсь ли я выправить свои взгляды сообразно этим законам? Нет. Более того, я считаю такое положение дел нормальным.
Ну ладно, допустим, все перечисленные выше умеренно острые темы для меня глубоко умозрительны. Но вот, скажем, составлял я поэтическую антологию в условиях совершенно безумного и глубоко устаревшего авторского права. По сути, у меня была такая альтернатива: соблюсти авторские права и отказаться от работы – или составить антологию, нарушив – скажем сильнее – глубоко поправ формальные авторские права. Я выбрал второй вариант и не раскаиваюсь.
Давайте перейдем к более нервной теме. Я по своим убеждениям антифашист, что вряд ли кого-либо удивит. Тем самым, я приветствую все наши антифашистские и антирасистские законы, а также сетую на вялое их применение (запрет ДПНИ – счастливое исключение). Но приветствую ведь не потому, что это законы, а потому, что это законы, соответствующие моим взглядам. Представим себе, что завтра-послезавтра наша однопартийная Дума принимает закон противоположной направленности. Буду я его уважать? Нет. Как максимум, я буду иногда учитывать его в повседневной практике, стараясь не то чтобы блюсти, а не попадаться на нарушениях. Можно ли назвать такое отношение уважением? Думаю, нет. Точно так же грабитель не уважает сигнализацию, но не может вести себя так, будто ее нет.
Когда я чуть выше говорил о немцах, некоторые из читателей кое-что припомнили – и правильно сделали. Признайте – вопрос, как можно было так оболванить целый народ, не раз вставал практически перед каждым из нас. Да, пропаганда, но вот теперь мне кажется, что пропаганда вторична. Оболванивать надо народ, который живет по понятиям, то есть глубоко влезать в эти понятия и мучительно менять настройки. Оболванивали нас с 1917 года - с очень переменным успехом. А народ-носитель правового сознания и оболванивать не надо. Надо просто предъявить ему свежий закон. Хотя бы о превосходстве арийской расы. И большинство начинает деятельно уважать этот закон, вживаться в него, наполнять личным смыслом. Потом – бац! – закон отменяют – и нация как бы очнулась от наваждения. Хотел бы я быть немцем? Нет. Политкорректности ради лишний раз замечаю, что речь идет лишь о статистическом большинстве, что и подразумевается в рассуждениях о национальном менталитете. Не о Генрихе Бёлле, одним словом.
Как говорил Кант, чудесен нравственный закон внутри нас. Вербализуясь, он превращается в систему понятий. Права же глубоко вторичны по отношению к понятиям, они уточняют то, что и так интуитивно ясно. А если правовое поле далеко отстоит от живой жизни и, по сути, не ее описывает, то с системной точки зрения виновато правовое поле.
Если под правовым сознанием понимать искреннее уважение закона только за то, что он закон, то это логично и правильно на уровне поведения, ритуалов, церемоний. На кавказской свадьбе принято вести себя так, а в японском ресторане – иначе. Это просто умение себя вести – и я не согласен с тем, что у нас люди не умеют себя вести. Многие умеют. Понятно, что интереснее заглянуть глубже. Так вот, если взгляды человека меняются по мере обновления законодательной литературы - или при пересечении границы штата (законы немного разные по эту и ту сторону), мне эта гибкость не близка и даже кажется опасной. И я предпочту правовой нигилизм правовому беспределу, если можно так сказать.
Ехала девушка в метро с распространенным в этом виде транспорта выражением высокого презрения к остальным пассажирам, да так и заснула – а выражение на лице осталось. Получилось забавно – не видит нас, а все равно презирает. Трогательно.