Дмитрий Медведев направил послание президенту Украины Ющенко, в котором сообщил, что "в условиях антироссийского курса украинского руководства мной принято решение отложить приезд на Украину нашего нового посла". И добавил: "Конкретные сроки будут определены позже, с учетом реального развития российско-украинских отношений".
С одной стороны – чисто демарш. С другой – есть и предыстория. Во-первых, как-никак, послом Зурабова назначили. Во-вторых, его агреман был, в конце концов, подписан Ющенко. В третьих, из окружения Ющенко поступил слив, согласно которому он агреман хоть и подписал, но верительные грамоты от Зурабова примут не скоро.
Так что вроде бы налицо чисто человеческое действие: вот раз вы так, то мы вам вашу неторопливость и дооформим. Типа перехватим ход. Ход да, перехвачен, но есть нюансы. Уж коль скоро дело перешло в разряд рутинно-дипломатических (как-никак, Зурабов постепенно оформлялся на новом рабочем месте), то вносить в этот процесс дополнительные обстоятельства уже поздно. Ну, наличие посла в стране же не означает безусловно дружественных отношений между странами. Но его отсутствие означает совсем другое. А временное отсутствие – есть временное наличие чего-то другого. Как разруливать-то? Короче, если слив из секретариата Ющенко о том, что Зурабову придется долго ждать со своими верительными грамотами, был провокацией, то - она удалась.
К тому же заявление Медведева - это не два процитированных предложения, а натуральное послание, в котором перечислен список претензий (уточнено: "лишь некоторые примеры"), которые президент РФ имеет к президенту Украины. Выглядит сурово, причем настолько, что у Зурабова есть шанс там не появиться никогда.
Также имеется заявление МИДа РФ, которому, как никак, надо соответствовать нормам международного права в деле дипотношений между странами. Там г-н Карасин упоминает еще один момент, имеющий отношение уже к его епархии; он заявил, что "решение Украины выслать двух старших российских дипломатов сильно отравило атмосферу наших двусторонних отношений". В общем, как бы набор косяков украинского МИДа налицо. Но если уж входить в сценарий, то надо иметь из него выход. А тут что же, предполагается массовое покаяние всех украинских дипломатов вкупе с В.А.Ющенко?
Отвечая на вопрос о том, может ли приезд нового посла России в Киев произойти лишь после президентских выборов, которые на Украине состоятся в январе 2010 года, Карасин отметил, что "это чрезмерно трагическая тональность". "На мой взгляд, я бы не стал интерпретировать это однозначно. Это ваши аналитики далеко идут", - сказал замглавы МИД РФ. Тут, кстати, непонятен формат общения Карасина с лентой новостей РИА. Что это вдруг за аналитики, чьи они , кто задавал вопрос? В РИА-Новостях отчет по Карасину появился в 11.33, а первое сообщение о послании Медведева на Украине возникло в 9.25 – по киевскому времени. Какие аналитики успели бы высказаться, какой Карасин это бы успел оценить?
Но вот его вариант выхода из сценария. Для нормализации отношений украинской стороне нужно "просто в нормальном, добрососедском и конструктивном ключе рассматривать все существующие вопросы". Но конструктивные добрососедские посиделки – одно, а регламентные дипотношения стран – совсем другое. Тем более, в варианте а придиите-ка, во всем с нами согласныя.
Так или иначе, ситуация подвешена, следующий вопрос – последствия. Их спектр велик – начиная с темы осознания себя в качестве главы государства Д.А.Медведевым. Прибавим к этому и появившийся накануне законопроект "направленный на создание правового механизма, обеспечивающего возможность Президенту оперативно использовать формирования Вооружённых Сил за пределами страны" (кстати, почему-то украинцы еще два эти факта вместе не свели – но, разумеется, сведут). Это, конечно, стратегическая и долговременная тема.
Другие последствия касаются отношений с Украиной. Вот тут можно быть конкретным. Отношения – отношениями, а выборы там 17 января. Смотрим рейтинги. Согласно последнему опросу Центра Разумкова (пару дней назад появился), сейчас В.Янукович получил бы 22% голосов, Ю.Тимошенко - 13%, А.Яценюк - 11%. В общем, у Януковича все совсем не плохо. Он там выигрывает и по второму туру. В варианте Янукович-Тимошенко у него 33% - 24%. Против Яценюка чуть похуже, 32% - 28%.
А где там был В.Ющенко? В.Ющенко и П.Симоненко набрали бы по 4% голосов. А вот резервы: 10% опрошенных заявили, что не будут принимать участие в выборах, 15% - не уверены, придут ли на избирательные участки. "Не уверены, придут ли" – значит, пока не определились с выбором. Такие люди могут определиться в последний момент, под влиянием какого-либо чисто ситуационного факта, который создаст один из претендентов.
Так вот же он, ситуационный факт. Послание Медведева очень красиво возвращает ситуацию в 2004 год, когда основной темой была пророссийскость одного из кандидатов. Изрядная часть голосов за Ющенко была в натуре голосами против Янукочвича. За пять лет Янукович эту тему если и не снял, то, во всяком случае, отвел на дальний план. Так что послание Медведева имеет все шансы стать базовым в деле возвращения В.Ющенко в реальные претенденты. Тем более, что Янукович уже повелся. Он ведь заявил не только, что разделяет позицию Д.Медведева о последствиях президентства Ющенко для украинско-российских отношений. Он чисто конкретно представил В.Ющенко с его 4% в качестве своего главного противника. Следующие рейтинги будут очень интересны. Да, и как насчет "Российского клуба - 2"?