Основатель Тувинской энергетической промышленной корпорации и основной владелец группы компаний СК Мост
Одним из самых неординарных представителей российской деловой элиты является Руслан Байсаров. На заре своей деятельности торговец яблоками и компьютерами, затем устроитель тусовочных мероприятий и владелец развлекательных заведений, позже топ-менеджер в нефтяном бизнесе, и наконец строитель мостов, дорог – железных, автомобильных - и тоннелей – Байсаров умеет радикально менять направления своей деятельности, всегда оставаясь при этом ярким и ни на кого не похожим.
Многодетная чеченская семья из тейпа Хачарой жила в селе Пригородное близ города Грозный, столицы тогда еще Чечено-Ингушской АССР. Именно здесь 9 августа 1968 года родился Руслан, он стал одним из младших братьев Байсаровых. Жила семья небогато, денег на излишества не было, поэтому маленький Руслан придумал «спекуляцию» – скупал у сторожей колхозных садов яблоки за копейки и продавал их на местном рынке уже по обычной, «рыночной» цене. На Кавказе на подобные вольности в те годы смотрели сквозь пальцы – дети старались помогать родителям как могли.
Но учился мальчик хорошо – старший брат контролировал, сделаны ли все уроки, и поблажек не давал. По его же настоянию Руслан не стал поступать в Грозненский нефтяной институт, а поехал покорять Москву – в легендарный инженерно-строительный, МИСИ. Правда, покорял Байсаров больше не студенческие аудитории и профессорские сердца, а только зарождающиеся торговые точки и формирующиеся бизнес-процессы. Студент уже тогда проявил недюжинные способности, благодаря чему еще до ухода в армию обзавелся своим первым автомобилем – подержанными «Жигулями», которые пришлось прятать в парке Кузьминки от строгого брата. Прятались «Жигули» долго – в те годы в армию забирали прямо со студенческой скамьи. Два года Руслан провел в ракетных войсках.
Когда он вернулся в Москву, жизнь была уже совершенно другой – в СССР появились кооперативы, была разрешена коммерческая деятельность молодежных объединений… В общем, в МИСИ Руслан Байсаров больше не вернулся. Он основал кооператив, ввозивший в Россию компьютеры – этим занимались многие, но именно Байсаров сколотил команду программистов и переводчиков, чтобы перепрошивать англоязычную оргтехнику, локализовать его для российских нужд. Так было создано уникальное торговое предложение, сделавшее товар Байсарова чрезвычайно популярным, а его самого – обеспеченным человеком.
Через несколько лет Руслан Сулимович Байсаров получит-таки диплом инженера-экономиста в Грозненском нефтяном институте, но по большому счету его главным профессором будет сама жизнь, накопленный опыт бизнес-процессов и общения с людьми.
Вот в общение и погрузился с головой молодой чеченский предприниматель:
Неудивительно, что Байсаров Руслан в 2001 году защитил в МГУ диплом магистра не по какой-нибудь строительной или нефтяной специальности, а по социологии.
К тому моменту интересы бизнесмена уже переместились из развлекательной сферы в нефтяную. Уже в конце девяностых он владел собственной нефтяной компанией «Инфант», поставлявшей сырое топливо на Московский нефтеперерабатывающий завод и снабжавшей бензином более двух тысяч заправок. А с рубежа веков для него началось нефтяное десятилетие: в резюме Байсарова один за другим сменяются
Неизменной остается лишь его должность – вице-президент, с приставкой первый в последней компании. Но одновременно предприниматель занимался попутным бизнесом, о котором стоит сказать подробнее.
В рамках ЗАО «МНК-Автокард», где Байсаров Руслан Сулимович был председателем совета директоров, ему представился случай вспомнить свою айтишную молодость. «Автокард» вывел на рынок топливные карты, получившие огромную популярность у компаний-перевозчиков. Выдача наличных денег водителям на заправку и мытье машин еще с советских времен была головной болью руководства: сотрудники постоянно норовили распорядиться этими деньгами по своему разумению. Карты Байсарова же не просто исключали возможность обналичивания средств, но и через терминалы на АЗС и автомойках в режиме онлайн передавали менеджерам предприятия подробную информацию о том, где, когда и на какую сумму приобрел топливо или услуги тот или иной водитель.
Сейчас, в эпоху смартфонов, такой сервис кажется элементарным, но тогда «Автокард» был первым – и, соответственно, исключительно успешным.
В кризисном 2008 году Байсаров, казалось, решил стать самостоятельным игроком на нефтяном рынке – он, по данным Википедии, приобрел крупную долю в компании Sibir Energy. Однако уже через два года, на волне резкого подорожания нефти, он с большой выгодой продал акции «Газпром нефти», а вскоре и вовсе объявил об уходе из этого бизнеса.
Тогда казалось, что Байсаров променял нефть на уголь – в 2011 году он основал Тувинскую энергетическую промышленную корпорацию (ТЭПК), став её генеральным директором. Действительно, угольный бизнес и по сей день входит в круг интересов Байсарова, однако небольшая проблема, возникшая в Тыве, совершенно изменила основное направление деятельности предпринимателя.
Добыть уголь в отдаленной южносибирской республике можно (Элегестское месторождение), но как его потом доставить потребителю? В Тыве не было ни одной железной дороги – только автомобильные. На правительственном уровне разговоры о необходимости налаживания связи с Тывы «большой землей» шли давно, периодически даже находился подрядчик, но на стадии проектирования или выделения средств все разваливалось. Байсаров понял, что ждать милостей от строителей бесполезно, поэтому он решил стать строителем сам. И со второй попытки попал в «яблочко»: бизнесмен купил блокирующий, а затем и контрольный пакет в группе компаний СК Мост, обладавшей огромным опытом в строительстве, как видно из названия, мостов, а также тоннелей и просто сложных автомобильных и железнодорожных трасс.
В последние годы предприятия Байсарова, помимо того, с чего все начиналось, – строительства первой железной дороги в Тыве, реализовывали также следующие проекты:
Неудивительно, что с такой увлеченностью возведением инфраструктуры Байсаров в 2018 году вернулся из гуманитариев в «технари» – защитил в МИСиС диссертацию и стал кандидатом технических наук. Его состояние оценивается в 900 миллионов долларов, что обеспечивает бизнесмену устойчивые позиции в топ-200 российского Forbes.
Та часть биографии Руслана Байсарова, которую называют «личная жизнь», долгое время была весьма бурной – несколько браков, шестеро детей, из которых наиболее известен сын от Орбакайте Дени. В конце 2019 года бизнесмен женился на молодой чеченке Аламат Абубакаровой, но он продолжает поддерживать отношения со всеми своими детьми и раз в год обязательно собирает их в своем доме.
Причем воспитанием собственных детей Байсаров не ограничивается – он делает взносы в фонды, помогающие детям с тяжелыми заболеваниями. Новостью для СМИ вместе с фото стал факт покупки им на благотворительном аукционе за 200 тысяч евро небольшой женской роли в фильме Бондарчука «Сталинград»: деньги пошли на лечение онкологических заболеваний у детей. Бондарчук в ответ, кстати, приобрел трехдневную охоту в горах Чечни, организованную Байсаровым.