28 марта 2024, четверг, 13:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 августа 2008, 16:33

Операция "Изоляция"

«Учитывая волеизъявление народов, я подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии», – заявил президент России Дмитрий Медведев в обращении к гражданам России после заседания Совбеза в Сочи. По словам Медведева, «это единственный способ сохранить жизни людей». Грузия, сказал Медведев, срывала переговорный процесс провокациями: «мирное разрешение конфликта в планы Грузии не входило», и «Саакашвили избрал геноцид для решения собственных задач».

По словам Медведева, абхазов ждала та же участь, что и осетин. «В Тбилиси рассчитывали на блицкриг», – сказал Медведев и напомнил об аналогичной акции президента Гамсахурдии в начале 90-х. При этом Медведев продолжил взятый в последние дни курс на конфронтацию с Западом, прямо заявив, что «политическая и финансовая поддержка внешних покровителей только укрепляла чувство безнаказанности» грузинских властей.

Медведев сказал, что «мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии», но народы Южной Осетии и Абхазии, по мысли Медведева, имеют право решать свою судьбу самостоятельно.

Реакция из Грузии последовала немедленно. Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Каха Ломая заявил, что отношения Грузии с Россией «прекращаются надолго, если не навсегда». По его словам, решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии «никаких юридических последствий для Грузии иметь не может, так как главным юридическим документом, регулирующим суверенитет Грузии, является Конституция страны, подкрепленная международным правом».

Решением признать независимость двух республик Россия фактически вышла из алма-атинской декларации стран СНГ 1991 года, согласно которой отношения между странами содружества строятся «на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления».

О своем решении Медведев объявил на следующий день после того, как члены Совета Федерации единогласно поддержали обращение к президенту с просьбой признать независимость двух республик. В краткой мотивировочной части говорится об отказе Грузии от подписания соглашения о неприменении силы, о ее агрессивных действиях, повлекших гибель мирных осетин, об обострении грузино-абхазского конфликта и неоднократном обращении двух республик о признании их независимости. Депутаты Госдумы в аналогичном обращении к президенту заявили, что военной операцией  8 августа Грузия перечеркнула 15-летние дипломатические и миротворческие усилия России и других стран ООН. По мнению депутатов, признание независимости республик создаст основу для обеспечения гарантии защиты народов от внешних угроз, укрепления мира и региональной стабильности.

Признание Россией независимости отколовшихся от Грузии республик стало одним из важнейших результатов российско-грузинской «пятидневной войны. Главным последствием признания Абхазии и Южной Осетии станет усиление международной изоляции России. Медведев признал независимость двух республик вопреки призывам западных стран, отношения с которыми в последние дни серьезно ухудшились. Теперь к обвинениям в «непропорциональном» применении силы в Грузии может добавиться обвинение в нарушении международного права. «Я думаю, что Запад сразу поставит под вопрос легитимность такого признания и легитимность шагов России, – сказал в интервью «Полит.ру» Директор российских и азиатских программ вашингтонского Центра оборонной информации (ныне – Институт мировой безопасности) Николай Злобин. – Россию обвинят в нарушении международного права, нарушении принципа территориальной целостности».

Россия может оказаться едва ли не единственной страной, которая признает независимость двух республик – по аналогии с Турцией, которая единственная признает независимость Северного Кипра (это, кстати, одни из причин, по которой Турцию не принимают в ЕС). «Ни Запад, ни ООН, никто независимости Южной Осетии не признает», – говорит заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк.

Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров судит радикально: «Если кто-то еще признает (независимость Абхазии и Южной Осетии), то это страны, которые большей частью мирового сообщества считаются изгоями. Это уже показал предшествующий этап, когда высказывались различные страны. Мы оказывались в компании с Аль-Каидой и с Кубой», – сказал он в интервью «Полит.ру». «Это признание затаскивает все дальше нас вот в эту специфическую компанию. И все больше проявляется на «политическом» теле этого режима клеймо изгоя», – заявил политолог.

По мнению Злобина, из-за признания Абхазии и Южной Осетии отношения с Западом ухудшатся по многим направлениям – «начиная от ВТО, и кончая «большой восьмеркой», сотрудничеством с НАТО, инвестиционным климатом». Отметим, что за прошедшую неделю был отменен ряд совместных военных учений России со странами НАТО, главы МИД стран альянса решили приостановить работу Совета Россия-НАТО, который был создан специально для сближения Москвы с Западом. В ответ Россия заморозила сотрудничество со всеми станами, входящими в альянс. Как стало известно, Россия намерена приостановить соглашение с НАТО, позволявшее Североатлантическому альянсу доставлять в Афганистан необходимое оборудование транзитом через Россию и государства Средней Азии. Также министр торговли США Карлос Гутьеррес заявил, что из-за военного конфликта с Грузией Россия рискует так и не стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Отметим, что признание Россией двух республик означает не только дальнейшее ухудшение отношений с Западом, но, возможно, и с Китаем, Индией и другими странами, имеющими дело с собственными сепаратистами.

Также среди последствий признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии можно ожидать официального выхода Грузии из соглашений, регулировавших миротворческую деятельность в этих образованиях. До сих пор, несмотря на решения парламента Грузии и громкие заявления президента Саакашвили, выход из этих соглашений не был документально оформлен. Грузия лишь начала оформление выхода из СНГ, под эгидой которого проходит миротворческая операция в Абхазии. Однако сам по себе выход из Содружества осуществляется через 12 месяцев после поступления заявления в структуры СНГ. Кроме того, выход из СНГ не лишает автоматически государство всех обязанностей, которые оно на себя взяло, находясь в составе Содружества.

Таким образом, выход из Московского и Дагомысского соглашений должен быть оформлен отдельно – вероятно, направлением официального документа за подписью президента, министра иностранных дел и спикера парламента, уполномоченного на это решением парламента. После осуществления этих процедур только и можно будет считать российских миротворцев лишенными нынешнего статуса. В таком случае основанием для их пребывания сможет стать либо решение компетентных международных структур (СБ ООН, ОБСЕ), что представляется  данный момент маловероятным, либо приглашение со стороны руководства самопровозглашенных государств в случае признания их правосубъектности.

Вероятно, нежелание поставить российское руководство перед необходимостью признать Абхазию и Южную Осетию, чтобы легитимизировать присутствие в этих регионах российских миротворцев, удерживало грузинское руководство от официального оформления выхода из соглашений, регулировавших миротворческую деятельность в этих образованиях. Теперь же, после признания независимости Абхазии и Южной Осетии у грузинского руководства оказываются развязаны руки.

Впрочем, в нынешней ситуации это уже не скажется на статусе российских военных на территории самопровозглашенных образований, а пребывание их на территории Грузии, контролируемой Тбилиси, обосновывается через широко понятый пятый принцип урегулирования Медведева-Саркози.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.