29 марта 2024, пятница, 12:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 апреля 2005, 13:37

Короткие встречи

В пятницу 29 апреля в клубе "ДОМ" покажут программу фестиваля "Future Shorts", составленную из короткометражных игровых, документальных, анимационных фильмов, а также видео-клипов. Фестиваль год назад появился в Лондоне, в настоящий момент его программы показываются в Бристоле, Эдинбурге, Париже, Лиссабоне и еще шести городах. Один из учредителей фестиваля Майкл Локшин, курирующий московскую программу, дал интервью Валерию Золотухину.  

Как возникла идея фестиваля короткометражек?

Фестиваль появился год назад, когда я учился на режиссерском факультете в Лондоне. Мы с моими друзьями, также режиссерами, в какой-то момент поняли, что нам практически негде смотреть хорошее короткометражное кино. В киноинституте, например, нам показывали кино 20-х и 30-х годов, на подобных лондонских фестивалях показывают фильмы довольно низкого качества, часто непрофессионально снятые. Одновременно с этим многие режиссеры, которых я лично знаю, делают хорошие как фильмы, так и анимацию. К тому же мы постоянно слышим о короткометражках на Берлинском, Каннском фестивалях, но впечатление возникает такое, что никто этих фильмов не видит, кроме чрезвычайно узкого круга людей, которые туда добираются. Мы начали собирать фильмы по знакомым в Лондоне, потом все набрало обороты; сначала у нас было всего несколько клубов, где мы показывали эти фильмы, теперь же – 15 кинотеатров и клубов, и еще десять городов, куда мы возим наши программы. Затем я решил привести эти фильмы в Москву.

Для Москвы был специальный отбор?

Главный критерий - чтобы фильмы, которые увидят московские зрители, не нуждались в переводе и субтитрах. Чтобы они были понятны всем без слов. Это будут такие фильмы, как, скажем, "Палата №13" австралийского режиссера Питера Корвелла - анимационный фильм о пациенте, который пытается выбраться из больницы. В нем есть уморительная сцена десятиминутной гонки на инвалидных колясках, невероятно смешная. Эта работа номинировалась на Оскар. Среди фильмов будет даже клип на песню группы Radiohead, который не показывают на музыкальных каналах.    

А по каким критериям в целом фильмы отбираются в программу фестиваля?

У нас довольно эклектичный подход – мы не придерживаемся ни жанра, ни формата и считаем, что в этом нет необходимости. Пять фильмов по пять минут, строго ограниченные законами жанра – ведь именно так многие фестивали работают. У нас же могут быть показаны и художественные, и документальные, и даже анимационные фильмы. Допустим, музыкальные клипы также попадают в нашу программу. Единственный критерий – это художественная целостность программы, фильмы в ней работают вместе. Поэтому в нее могут быть включены как экспериментальные работы, так и произведения известных режиссеров. Единственное условие - короткометражка  должна быть профессионально и качественно сделанной, и быть интересной для зрителя. Видео-арта у нас мало, это все-таки не экспериментальная программа, а баланс, существующий между анимацией и игровым кино – примерно, пополам.

Качество в техническом отношении для вас играет первоочередную роль?

В общем-то, да. Но если человек не имел возможности снять фильм на 35 мм., однако сделал прекрасную работу – мы отмечаем это. В московской программе будет фильм живущего в Англии русского эмигранта Алекса Бутовски, технически не прекрасный, но он трогает зрителя. Фактически, сидя дома он сделал маленькую анимацию, которая нам понравилась, и она будет представлена в Москве.

Как вы находите эти фильмы?

Мои коллеги и я сами работаем в студиях, которые производят клипы, рекламную продукцию, и нам приходится очень много отсматривать материалов по работе. Режиссеры нам также присылают свои работы, из которых мы используем примерно 2 %. В основном, мы сами по своим каналам находим эти фильмы.

Как коммерчески устроена работа фестиваля, покупаются ли эти программы?

В этом году крупный английский музыкальный фестиваль Glastonbury предоставил нам площадку. Для моего партнера, с которым мы все придумали, FutureShorts стал основной деятельностью, а я совмещаю разные работы. Что касается фестиваля в России, то мы пока не интересуемся финансовой стороной – самое главное для нас познакомить зрителей с этим явлением. Когда я жил в Москве, то ничего подобного здесь не видел, поэтому появилась идея привести нашу программу. Но вот забавная вещь – с нами очень активно связываются люди из регионов и просят привести фестиваль к ним. В Лондоне еще полгода назад мы показывали программы в клубах, максимум в шести местах, но сейчас постепенно перебираемся в кинотеатры, например, наши фильмы идут в кинотеатре Gate Cinema в Ноттинг-Хиле, который размером с московский Пушкинский. По всему Лондону примерно десять показов в месяц происходит.

Расскажите, какова вообще типичная судьба короткометражки? Как фильм в конце концов попадает к зрителю?

У короткого метра как правило не блестящая судьба – фильмы ложатся на полки, в лучшем случае, их показывают на трех-четырех фестивалях. В общем-то мы выводим эти фильмы из маргинальной области. Есть несколько компаний по дистрибуции этих фильмов, однако у них нет никакой серьезной конкуренции. Хотя это и не наша задача – сделать эти фильмы коммерчески успешными – но сам факт их популяризации может к этому привести. В Лондоне есть несколько подобных фестивалей, однако они уступают нашему по качеству показанных фильмов. Или, например, есть фестивали, посвященные видео-арту, в них работы строго отобраны по жанровому принципу. У нас иначе.

Российские работы есть в вашей программе?

Пока что мы только собираем материалы. В России по сравнению с Европой работ очень мало и качество очень разное. Пока я нахожусь в Москве, я планирую поискать и собрать некоторые из них.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.