29 марта 2024, пятница, 02:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 мая 2005, 10:54

Вопрос недели: потребитель на музыкальном рынке

В разделе "Прагматика культуры" на Полит.ру открывается новая рубрика: "Вопрос недели".

В этой рубрике мы будем публиковать мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.

Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть  слово "Обсудить"  в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте. Наши собеседники на этой неделе - театровед и музыкальный критик Ярослав Седов, галерист и коллекционер Марат Гельман, писатель и политический обозреватель Андрей Левкин и другие.

Рубрику ведет Юлия Идлис.

 

Итак: КАК ВЫ ОРИЕНТИРУЕТЕСЬ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ?

20 мая, пятница.

Антон Носик, главный редактор сайта Mosnews.com.

Музыкальный вкус мой сформировался в те давние дни, когда музыка занимала куда больше места в жизни и мыслях, чем сегодня: в старшие школьные и студенческие годы.  Это, конечно, не значит, что я не слышал ни одного альбома или записи, выпущенных в последние 15 лет, но, разумеется, я куда лучше ориентируюсь в творчестве Deep Purple, Jethro Tull, Pink Floyd или Genesis, чем в дискографии современных групп, российских или зарубежных. Альбомы Аквариума, выпущенные с 1972 по 1986 год, мне  гораздо ближе и "Песен рыбака", и "Сестры Хаос", и даже "Пси".

О появлении новых музыкальных событий, достойных внимания, я узнаю преимущественно от друзей, знакомых, из Живого Журнала, реже из рецензий в прессе. Совсем редко случается услышать какой-нибудь трэк по радио, который хочется потом послушать заново. Когда такое случалось, это было в основном "Наше радио", но после ухода оттуда Козырева я его практически не слушаю, так что этот канал, увы, закрылся.

Время от времени мне случается по совету друзей угодить на какой-нибудь концерт незнакомой группы, которая оказывается достойна внимания и вдумчивого  прослушивания - такие, например, как Tiger Lillies или Hurlements d'Leo.

19 мая, четверг.

Александр Гаврилов, главный редактор газеты "Книжное обозрение".

Как и абсолютное большинство людей, родившихся вокруг 1970-го года, я существо совершенно безграмотное не только в современной музыке, но и в музыке, написанной во всем мире в двадцатом веке. Я очень хорошо представляю себе, сколько всего я не знаю, и поэтому трачу огромное количество времени на то, чтобы отслушивать все подряд.

Так что для меня собрания на MP3 – большое дело. Вот, например, на прошлой неделе купил себе полное собрание сочинений Филиппа Гласа, а это, надо понимать, десять MP3-дисков.

Сейчас я слушаю музыку 1980-х годов. Вот купил диск, на котором записана группа «Кармен», Игорь Тальков и Лайма Вайкуле, условно говоря, срединного периода ее творчества. При тотальном прослушивании это дает сильный психо-эффект.

Так у меня происходит во многих областях. Скажем, я понимаю, что я ничего не понимаю в рэгги. Тогда я еду на рынок и говорю: дайте мне кило рэгги. Потом слушаю все это и постепенно начинаю понимать.

О музыкальных новинках я узнаю, в основном, из прессы: у меня есть два-три журналиста, которым я доверяю. Стараюсь следить за тем, что пишет Максим Семеляк или Алексей Мунипов. С классической музыкой несколько хуже, потому что, хоть я и ценю талант Петра Поспелова, у нас с ним по-разному устроены уши. С другой стороны, он всегда правильно объясняет, что является событием.

В скобках: иногда я могу купить какой-нибудь диск, потому что мне нравится его обложка. Скажем, я пришел в магазин покупать все, что сказал Семеляк, а тут вижу какую-нибудь удивительную картинку. Ну, и покупаю.

Наконец, еще один важный источник информации о музыке – программы клубов. Я редко бываю на концертах, но регулярно отсматриваю клубные программы, и если там возникает что-то интересное, стараюсь приехать и послушать.

Ну и надо сказать, что если клубные программы и рецензии в журналах я читаю исключительно для себя, то отслушивание всего подряд приносит результаты: я периодически стою за диджейским пультом в FAQ-cafe.

18 мая, среда.

Соня Соколова, главный редактор и со-основатель портала Звуки.ru.

Портал Звуки.Ru - музыкальная энциклопедия, которая в своих недрах аккумулирует сведения о самых разных музыкантах и музыкальных направлениях.  Наш портал практически "всеяден": у нас есть информация обо всех новостях и новинках из мира актуальной музыки.

Что касается моих личных вкусов, то их пока нельзя назвать сформировавшимися, поэтому я с удовольствием слушаю все, что нахожу интересным, вне зависимости от стиля, жанра, имени или других факторов. Рекомендации "звучных" критиков для меня - огромное подспорье: у нас есть несколько авторов, которые отлично разбираются в своих
направлениях.

Часть пластинок я привожу с зарубежных фестивалей, где наряду с "мэтрами" наблюдается большая плотность новых имен. В России эти записи становятся популярны лишь через полгода-год, а чаще и вовсе не находят пути к слушателю.

Однако есть несколько имен и названий групп, за новыми релизами которых я давно слежу, скупаю их пластинки, обязательно хожу на концерты. Утешаю себя тем, что еще не все стены в квартире заняты полками с компактами!

 

17 мая, вторник.

Марат Гельман, галерист и коллекционер произведений искусства.

- У меня источников несколько. Во-первых, сын, который любит электронную музыку. Во-вторых, другой сын, музыкант, который сам играет тяжелый рок. Потом, разные друзья-товарищи: например, Максим Кононенко. Музыка, которая ему нравится, точно не понравится мне (за исключением, может быть, только Земфиры). Ну, и жена, которая ориентируется по журналу «Афиша».

Андрей Левкин, писатель и политический обозреватель.

- Я от музыки сильно завишу, потому что по ней легко выловить какие-то стилистические изменения. В музыке новые фактуры даже заметнее, чем, скажем, в визуале. Поэтому с музыкой, в общем, все очень просто. Обычно я, конечно, от знакомых о ней узнаю - как-то всегда были знакомые, которые имеют отношение к музыке. А поскольку все это происходит давно и все время, то особой проблемы с музыкальными направлениями и прочим не бывает.

Ну да, бывают некоторые альтернативные варианты обнаружения: скажем,  прочитаешь где-то. У того же Горохова, например, я узнал про существование Pansonic'a и Rhytm&Sound'а. Тут примерно понятно, что имеется в виду, а, допустим, общий пафос Горохова позволяет оценить степень его субъективности - не очень, впрочем, важной, поскольку достать все это и послушать уже вполне возможно.

Разумеется, это относится и к иным источникам. То есть суть именно в том, что я действительно завишу от музыки, а тут уже используешь все возможные варианты. Да и при существовании Интернета все просто: не очень много времени требуется, чтобы выяснить, что "Франц Фердинанд", допустим - сущая гадость.

16 мая, понедельник.

Ярослав Седов, театровед и музыкальный критик.

- На мой взгляд, интереснее и прагматичнее для начала выяснить, кто что понимает под «современной музыкой». Для меня это не обязательно музыка, написанная сегодня, но та, которая сегодня актуальна.

Мне очень нравится ответ Исаака Стерна на встрече со студентами Московской консерватории в ходе его последних российских гастролей в 1997 году. Его спросили, играет ли он современную музыку, и он ответил: «Конечно. Баха, Моцарта, Бетховена». Ведь сколько бы ни изобретали новых блюд, вино или хлеб, например, будут всегда современны. Что бы нового ни предложила индустрия развлечений, это не отменяет удовольствия от похода в горы или морского путешествия.

К исполнительскому искусству (если речь идет о CD), я отношусь так же: актуальность той или иной интерпретации определяется не датой её фиксации, а тем художественным «зарядом», который она несет. И это не абстрактные логические построения, а еще и впечатления от тенденций звукозаписывающей индустрии в академических жанрах, за которыми я по долгу службы в той или иной мере наблюдаю. И ориентируюсь, опираясь на всю доступную информацию – от самих фирм-производителей, музыкантов, коллег, знакомых меломанов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.