19 марта 2024, вторник, 09:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 октября 2008, 09:24

Художественный вкус в эпоху новой экономики

Каждую среду в 20:05 на частоте 99,6 выходит радиопередача «Нейтральная территория», совместный проект «Финам-FM» и "Публичных лекций «Полит.ру»". Проект посвящен попытке разобраться, как устроена окружающая нас действительность. Мы продолжаем публиковать расшифровки передач. 

В эфир были приглашены: Александр ДОЛГИН, идеолог, учредитель и управляющий первым универсальным рекомендательным сервисом imhonet.ru, специалист по экономике культуры, профессор ГУ ВШЭ; Леонид КЛЕЙН, учитель литературы Школы интеграции ХХI век, обозреватель отдела культуры «Полит ру».

Дмитрий ИЦКОВИЧ: Добрый вечер, с вами передача «Нейтральная территория» – совместный проект радиостанции Финам FM и «Публичных лекций» Полит ру. Сегодня с нами нет Бориса Долгина, который уехал на какую-то очень важную историческую конференцию в Киев, наверное, расскажет нам о ней в какой-нибудь следующей передаче. А наши гости сегодня – это Александр Долгин, идеолог, учредитель и управляющий первым универсальным рекомендательным сервисом imhonet.ru, специалист по экономике культуры, профессор ГУ ВШЭ.

Александр ДОЛГИН: Добрый вечер.

ИЦКОВИЧ: И учитель литературы Школы «Интеграция ХХI век», обозреватель отдела культуры «Полит ру» Леонид Клейн.

Леонид КЛЕЙН: Здравствуйте.

Д.И.: Мы сегодня будем говорить о рекомендациях в культуре. Мы живем в трудном мире. Трудном в разных смыслах этого слова, в том числе и с точки зрения культурных выборов. Мы ходим в кино, читаем книги, слушаем музыку, получаем очень много предложений и не всегда понимаем, какое из них качественное, а какое нет. Это все равно, что оказаться на улице, где 50 ресторанов, и мы совершенно не понимаем, чем там кормят. У нас есть желание чего-нибудь поесть и некоторое представление о ценах, а больше ничего нет. И что делать в такой ситуации? Об этом и пойдет наш разговор. Первый вопрос, который мы обычно задаем слушателям (и они нам звонят по телефону 730-73-70), задаст Александр Борисович.

А.Д: Вопрос такой: получаете ли вы удовольствие от культуры?

Д.И: Александр Борисович, может быть, для начала Вы расскажете про свой рекомендательный сервис, что это такое?

А.Д: Не что, а зачем. Это непосредственно связано с темой передачи. Ключевая проблема современной культуры – проблема потребительской навигации в колоссальном, многообразном ассортименте предлагаемых культурных благ. Ежегодно производится полмиллиона песен, 6 тысяч фильмов, бесконечное количество текстов… Все это радикально превосходит возможности человеческого восприятия, и для человека, которому небезразлично что потреблять, встает проблема выбора. Эту проблему решают рекомендательные сервисы, которые в последние годы бурно развиваются.

Д.И: А что, их много? Есть простой рекомендательный сервис, там, одна тетя сказала, одноклассник сказал.

Л.К: А есть другой рекомендательный сервис, есть уже традиционные фильтры: есть рецензии, журналы, есть реклама, наконец. Не все 6 тысяч фильмов выходят в прокат.

А.Д: Куда-то каждый из фильмов все-таки выходит. Существует целый набор инструментов рационального выбора, то есть выбора, в котором заложена некоторая логика и желание не особенно ошибиться и не попасть в скучную ситуацию. Безусловно, человеческие устные рекомендации (разговоры с друзьями, с коллегами) занимают в этом инструментарии определенное место. Другое дело, что на всякую свою потребность не «наспрашиваешься» у людей ближнего круга, не всегда знаешь, у кого спросить, и т.д. Профессиональная критика и специальные издания свое дело делают, но они захлебываются в потоке культурного производства.

Д.И: Получается, рекомендательные сервисы - это лидеры мнений? Я могу спросить у приятеля, а могу посоветовать приятелю. Но чтобы посоветовать приятелю, я сам должен что-то знать про это.

А.Д: Если сказать очень коротко, то рекомендательный сервис как профессиональный технологичный инструмент – это автоматизированное сарафанное радио. Это система, представленная в первую очередь в Интернете, которая позволяет тебе найти хороших советчиков или близких по духу людей, таких «знакомых незнакомцев», мнение которых тебе имеет смысл выслушать. И на основе мнений твоих «вкусовых единомышленников» можно сделать довольно точный прогноз, понравится тебе это или нет.

Д.И: То есть я должен вначале набрать какой-то пул, какое-то количество этих вкусовых единомышленников, а потом уже слушать их мнение?

А.Д: Именно так. Системой невозможно воспользоваться до тех пор, пока ты что-то не рассказал о себе.

Д.И: Не познакомился.

А.Д: Да, ведь неизвестно, кто для тебя хорош, а кто плох.

Л.К: Значит, в этом сервисе очень много секторов, потому что у разных сообществ разные вкусы? Ведь что такое хорошо, что плохо – это же не абсолютная величина?

А.Д: Я бы не стал говорить о секторах, потому что они как раз не нужны. Представьте себе, что сервисом пользуется 300 тысяч человек. Кстати, на imhonet-е сейчас их даже немного больше. Каждый из них поставил сотню-другую оценок самым разным произведениям – книгам, музыке, фильмам, вину и т.д.

Д.И: А людям они могут ставить оценки?

А.Д: Да, есть возможность оценивания персон, причем в разных ипостасях. Можно поставить известному человеку оценку как культурному деятелю, как режиссеру, как актеру, и прочее, и прочее.

Д.И: А как рекомендателю?

А.Д: Это другая история, но это тоже есть. Можно поставить оценку рекомендателю – либо поблагодарив его за рекомендацию, либо часто обращаясь за рекомендациями к этому человеку, просматривая его оценки, и т.д. А все, что делает программный движок, он подбирает для каждого человека группу людей-референтов, у которых близкие оценки. Логика сервиса очень простая: если мы с тобой посмотрели 50 фильмов и поставили им близкие оценки, то суждения того из нас, кто первым посмотрел 51-й фильм, интересны остальным, велика вероятность, что к мнению этого человека имеет смысл прислушаться. На самом деле, по каждому фильму у каждого человека есть не один рекомендатель, а 50-100. По каждому запросу всегда находится 10-15 близких тебе людей, которые этот фильм, эту книжку, эту статью уже прочли и ее оценили.

Л.К: То есть это не просто плюс-минус, но и краткая рецензия?

А.Д: Нет, это 10-балльная система оценок. А как дополнение имеется система рецензий, отзывов, текстовых описаний и т.д. Но быстрый инструмент, который выдает рекомендации в течение секунды, построен на оценках, на баллах.

Л.К: Я хочу еще раз задать вопрос по поводу такого критерия, как вкус. Ведь литература тоже оценивается в сервисе. Есть разница между читателями, условно говоря, Гришковца и Шишкина. Обоим огромное количество пользователей этого сервиса поставят 10 баллов. Значит ли это, что нет разницы между этими двумя авторами? Как здесь срабатывает?

А.Д: «Сшивка» по вкусовой близости производится не по одной оценке, а по целому ряду. В этой системе есть важная гипотеза: если вы совпадаете по целому ряду оценок, суждений, предпочтений, увлечений, значит, между вами достаточно общего, чтобы предсказывать и будущие совпадения. Таким образом, математика ничего не знает про вкус, она судит о вкусе по публикации оценок.

Д.И: Она просто сводит большое количество рекомендателей.

А.Д: Совершенно верно. Больше того, система ведь не придумывает рекомендации сама, она налаживает обмен мнениями между хорошими советчиками.

Л.К: Социальная сеть по эстетическому признаку.

А.Д: Это социальная сеть третьего поколения.

Д.И: У нас звонок, в эфире Илья. Здравствуйте.

ИЛЬЯ: Здравствуйте. Отвечая на вопрос, хочу сказать: общаясь с настоящими произведениями искусства, я получаю радость и наслаждение. И еще хочу добавить, хотя не совсем по теме. Вы нам немножко сообщили, сколько сейчас производится всевозможной культурной продукции. Но при этом ведь пустыни наступают, леса вырубаются. Я слышал, что в Вене проводится каждый год 100 балов, люди шьют костюмы, готовятся и т.д. А леса у них, по-моему, никто так и не восстанавливает. Получится так, что мы будем наслаждаться и получать удовольствие, и нас накроет

Д.И: Напоминаем: телефон нашего эфира: 730-73-70. Это передача «Нейтральная территория», совместный проект радиостанции Финам FM и «Публичных лекций» Полит ру. С нами в эфире Александр Долгин, идеолог, учредитель и управляющий первым универсальным рекомендательным сервисом imhonet.ru, специалист по экономике культуры, профессор ГУ ВШЭ; Леонид Клейн, учитель литературы Школы интеграции ХХI век, обозреватель отдела культуры Полит ру. Мы говорим о вкусе, о выборе, о рекомендательных сервисах. В общем, о всяких интересных вещах. Что же такое вкус?

А.Д: Кант и Берг определяют вкус как способность…

Д.И: Ну, не надо ругаться сразу.

А.Д: Если очень просто, то это способность к развлечению. Я бы еще определил вкус в терминах компетенции. Компетенция – это то, что ты умеешь и любишь делать. Это важное сочетание – не просто умеешь, но еще и любишь. Так вот, вкус, особенно художественный, - это способность отличать хорошее от плохого и уметь наслаждаться литературой, живописью…

Д.И: То есть вкус – это некоторый навык?

А.Д: Если хотите, в том числе и навык.

Л.К: Инструмент.

А.Д: Вкус – это инструмент и навык, в том смысле, что он нарабатывается или, наоборот, не нарабатывается. Вопрос, который мы задали, можно его немножко раскрыть:  «Получаете ли вы удовольствие от потребления культуры?» Это вопрос, в общем-то, провокационный, и даже на него уже ответили «да».

Д.И.: Балдеем, балдеем, балдеем.

А.Д: Когда великое потребляем, тогда получаем.

Л.К: А где оно, великое, и как отличить?

А.Д: Как отличить – это второй вопрос. Да и есть ли оно, великое, или нет? Так вот, в прозвучавшем вопросе содержится намек на то, что от культуры вовсе не обязательно получать удовольствие.

Д.И: Кажется, нам кто-то хочет ответить на этот вопрос. У нас на первой линии Алексей. Добрый вечер.

АЛЕКСЕЙ: Здравствуйте. Отвечая на вопрос, хотел бы сказать, что да, естественно, от культуры получаю удовольствие, но и негатив тоже присутствует. Особенно от той культуры, которая идет в СМИ, причем очень сильный негатив. У меня вопрос к гостю. Какие существуют способы, методы привить вкус новым поколениям? Меня сейчас очень заботит мой ребенок, который подрастает. Я не знаю, что делать – отключать телевизор, вытыкать радио?

Д.И: Это вопрос к обоим нашим гостям, и к учителю Лёне, и к профессору Долгину?

АЛЕКСЕЙ: Особенно к учителю литературы. Может быть, что-то посоветуете? У меня пока желание просто выбросить телевизор, но знаю, что ничего хорошего из этого не получится.

Д.И: Спасибо за вопрос.

А.Д: Вообще квалифицированное культурное потребление – это деятельность, и для того, чтобы в этой деятельности достичь успеха, нужно ею заниматься. Другое дело, что коммерческая культура делает многое для того, чтобы эти занятия…

Д.И: Коммерциализовать.

А.Д: Да, и в ряде случаев пустить по ложному пути. Главное условие развития вкуса, на мой взгляд, формулирует психология развития, психология детства. Нужно потреблять довольно много художественных вещей, которые находятся в ближнем круге твоего развития, то есть которые не являются для тебя абсолютно пройденным этапом и поэтому скучны, а с другой стороны – не являются настолько сложными, что ты вообще ничего не понимаешь, и поэтому тоже скучны. Значит, вопрос развития вкуса – это постоянное потребление того, что тебе нравится.

Д.И: То есть развлечение: нравится - не нравится?

А.Д: Не развлечение. Если тебе нравится, если тебе интересно, значит, это хорошо, и вкус автоматически будет расти.

Д.И: Вот наш слушатель рассказывает, что ребенок что-то потребляет, ему что-то нравится, а родителей это не устраивает. Ему кажется, что ребенок не туда идет.

Л.К: Мне кажется, что вопрос именно в этом. Потому что когда слушатель говорит, что нужно выкинуть телевизор, в переводе на русский язык это означает, что есть огромный поток культурного производства, который уже невозможно даже фильтровать. Но, отвечая на конкретный вопрос радиослушателя, я бы сказал, что нужно не выкидывать телевизор, а предлагать какую-то положительную деятельность. Я совершенно согласен с Александром Борисовичем, только я бы еще добавил: если вы хотите привить вкус своему ребенку, то это должна быть совместная деятельность. Читайте с ребенком те книги, которые вам самому интересны, читайте те детские книги, которые вы считаете остроумными, над которыми вы сами можете смеяться. Я не знаю, сколько лет вашему ребенку. Почитайте с ним вместе «Винни-Пуха», это книжка и для маленького, и для взрослого. А с другой стороны, я могу точно назвать сектор культуры, от которого люди, в массе своей, не получают удовольствия. К сожалению, это урок литературы в школе. Это та сфера, которая нам навязывается. Я думаю, что здесь тоже есть большая проблема, разве нет?

А.Д: И все же надо контролировать собственное удовлетворение. Если оно есть, значит, в культурном продукте была свежая пища. Если же ты, потребляя что-то, все время попадаешь в ситуацию «культурной жвачки», то вкус замыливается и деградирует. Вот основная проблема.

Л.К: Не только не для детей, согласитесь.

Д.И: Я напоминаю наш вопрос и номер телефона нашего эфира: 730-73-70. Вопрос наш: получаете ли вы удовольствие от культурного потребления? И мы его, наверное, сейчас уплотним – а как вы совершаете выбор в культуре? Как лично вы выбираете фильм, книгу, выбираете свои пристрастия, то удовольствие, которое вы собираетесь получить от культуры?

Л.К: Свежий пример. Сидит вчера у меня на уроке пятиклассник и говорит: «Вот в хрестоматии, в учебнике все писатели хорошие, плохих писателей нет». Я говорю: «А плохое кино бывает?». И здесь «задумались глубоко в шлемах кожаных друзья». Потому что дети, которые ходят в кино, все время говорят, что просто смотрели кино, просто смотрели фильм.

Д.И: То есть у них такое нерефлективное потребление? Что заползло, то заползло…

Л.К: Конечно, литература и театр – это обязательная программа. А кино - это сфера отдыха. Поэтому вопрос на самом деле, Александр Борисович, сложный – как прививать вкус, например, к кинотекстам, которые нигде не анализируются? Нет этих курсов, нет в школьной программе. Я бы вообще половину школьной программы выкинул и кино смотрел с детьми.

А.Д: Действительно, вопрос имеет двойное, если не тройное дно. Я возвращаюсь к мысли: не факт, что культура доставляет не только удовольствие, но и удовлетворение вообще, это вопрос установок. Сейчас повсеместно и во многих людях культура деклассированна до времяпрепровождения, до «культурной жвачки». Жвачка – это хорошее дело? Да, хорошее. Жвачка имеет право на то, чтобы жеваться? Да, имеет. Ты согласен все свое свободное время жевать жвачку? А это вопрос. Если так получилось, что ты уже попал в эту рутину, – вроде не очень интересно, но и не скучно, и время прошло, то вопрос: а ты совсем не знаешь, что в культуре бывает другое? Вот первый слушатель сказал, что получает удовольствие от великого. А ведь сейчас может сформироваться поколение, которое даже не знает, что от великого можно что-то получить. Катарсис - а зачем он нужен? Если ты не знаешь, то он и не нужен. Есть некоторые статусы, вот, кино - ну, нормально, прошло время, чипсы, пиво…

Л.К: Вы уверены, что слушатели Финам FM знают, что такое катарсис?

Д.И: И вообще, кто знает, что такое катарсис?

А.Д: Все знают, что такое катарсис. Больше того, когда в театре устанавливают видеокамеры, то оказывается, что во время пиковых драматических моментов мимика у людей очень похожая. Катарсис можно зарегистрировать через мимику, все переживают одно и то же. Таким образом, существует объективный способ увидеть, в каком спектакле, например, пять катарсисов, а в каком их ноль. Я бы этими катарсисными звездочками спектакли и характеризовал.

Л.К: То есть как отели – пятизвездочный, катарсисный спектакль.

А.Д: И теперь главный вопрос – а людям безразлично, есть катарсис или нет. Похоже, что подросла уже новая культурная генерация, которой безразлично.

Д.И: Но есть факты, которые этому противоречат. Насколько я слышал (еще не видел), новый фильм братьев Коэнов – это все-таки кино серьезное, настоящее, и оно лидер мировых продаж. То есть оно собрало за последнее время, после Венеции, где стартовало, самые большие деньги.

А.Д: Существуют такие гении, которые пробиваются через асфальт, через любую социальную толщу.

Д.И: Такие локомотивы культуры?

А.Д: Во всяком случае, свой вагончик, свой состав они провозят по культуре. Являются ли они локомотивом всей культуры? Не думаю.

Л.К: То есть для них даже рекомендательный сервис не нужен, и так все поймут?

АД: Для таких вещей – нет, не нужен. В киномире существует шесть знаменитых фестивалей, а на самом деле этих фестивалей больше 1000, из которых 30 являются очень содержательными. Фильмы, которые получают премии на этих фестивалях, очень интересные, но о них нигде невозможно узнать, о них не пишут газеты, они не выходят в отечественный прокат, они оседают где-то…

Д.И: А есть в Москве какие-то площадки, где их показывают?

А.Д: Почти нет, только единичные случаи. Есть известный клуб арт-хаусного кино, куда они попадают. Они оседают на «длинном хвосте» – это термин, который предложен редактором мирового компьютерного журнала Wired Андерсеном, – когда продукты, произведения, не попавшие в рекламную обойму, где-то там оседают. В принципе, их оттуда можно извлечь, потому что с ними ничего не делается, только это очень сложно. В частности, у нас на рекомендательном портале, на imhonet.ru, я поставил такую задачу, по-моему, она очень простая и практически важная. Мы собрали все эти фестивальные фильмы, и ты можешь нажать кнопку и увидеть фестиваль «Догвилля», лауреата 2007 года, и увидеть, какие фильмы туда попали. У нас ведется эксперимент: рекомендательный сервис выдает прогнозы. Человеку, который не смотрел какой-то фильм, предсказывается его оценка. Например, говорится, что вам этот фильм понравится с оценкой 9, то есть очень хорошо, блестяще. Казалось бы, это какая-то…

Л.К: Провокация.

Д.И: Практически брачное агентство.

А.Д: Казалось бы, нельзя понять вкус сыра, не попробовав его. Оказывается, можно. Или то, с чего Дмитрий начал, 50 ресторанов, из них два хороших. Вот есть такое место на земле, Северный Гоа, там 1000 ресторанов, но вопрос стоит остро – в 998 из них реальный риск отравиться, а два – неплохие. Как-то надо их узнать, поэтому нужна система обмена информацией, где безопасно.

Л.К: Им с больницей надо как-то сотрудничать.

А.Д: Да, я там был в группе из 15 человек, так 13 в этой больнице побывали. Так вот, рекомендательный сервис выдает рекомендации. На самом деле - как понять, это хорошие рекомендации или плохие? Сейчас рекомендательная услуга стала настолько популярной, что всякий уважающий себя сайт собирает какие-то оценки у пользователей и старается сделать вид, что он умеет выдавать рекомендации. Поскольку качество рекомендаций, если ими не часто пользоваться, - это непроверяемая вещь. Сейчас это вошло в джентльменский набор. На самом деле, выдача рекомендаций – это дело для пользования очень простое и понятное, а по внутреннему устройству - это сложнейшая математическая машина с объемистыми вычислениями и т.д. И вот imhonet придумал такую возможность, которая выводит нас в лидеры этого процесса, мы предлагаем страхование культурного потребления. В частности, страхование кино. Это означает, что если imhonet порекомендовал своему пользователю какой-то фильм с высокой оценкой, а пользователь пошел и ему фильм не понравился, то imhonet обязуется вернуть деньги за некачественный прогноз.

Л.К: Уже возвращали кому-нибудь?

А.Д: Да, возвращали. А первый этап этого эксперимента проводился в театре. Акция называлась «Imhonet гарантирует». Мы какое-то количество денег вернули, но, к сожалению, для взрывного и публичного эффекта этой акции оказалось мало, потому что прогнозы точные.

Д.И: У театра ограниченное потребление, там же совсем другое…

А.Д: Да, у театра  ограниченное потребление, театральная аудитория…

Д.И: Более компактная.

А.Д: А вот кино – это большая, массовая аудитория. Мы будем возвращать примерно 100-150 рублей, то есть половину стоимости билета. Эта акция планируется в ближайший месяц.

Д.И: Между прочим, вы и так страхуете. Могу объяснить, что я имею в виду. В локальных дружеских сетях рекомендация тоже застрахована в каком-то смысле: если я плохо рекомендую, то моих рекомендаций перестают слушаться, я теряю репутацию и кому-то ее передаю. Если рекомендательный сервис кому-то начинает плохо рекомендовать, то к нему будет соответственное отношение.

Л.К: Просто его репутация падает.

А.Д: Да, конечно. Но здесь мы выходим, без преувеличения, на революцию на рынке страхования. Потому что не было прецедентов, чтобы страховали культурные блага.

Л.К: По-моему, здесь революция на рынке эстетики и вкуса. Потому что вы говорите, что вкус и красота стоят реальных денег.

А.Д: Я бы отметил один оттенок этой революции, который является очень прагматическим, экономическим и понятным. Никто никогда еще не брался страховать ситуации, в которых нельзя объективно установить ущерб, а в нашем случае его, как вы понимаете, объективно установить невозможно. Поэтому мы будем выплачивать деньги человеку, который просто заявил, что ему не понравилось. Теперь внимание, вопрос: а как же сделать так, чтобы не стать жертвой бесконечного количества людей, которые просто хотят приобрести некоторую денежку? 100-150 рублей - это, конечно, немного. Но мы выходим на массовую аудиторию, это сотни тысяч человек. Вся изюминка предложенного решения в том, что мы не боимся фальшивых ответов. Хотите, объясню почему?

Л.К: Да.

А.Д: Дело в том, что это называется иностранным словом «бандлинг», когда твое поведение в одной сфере тесно связано с твоим поведением, репутацией, позицией в другой сфере. Например, ты не можешь в Германии воровать молоко из подъездов, куда его ставят без охраны. Потому что это сразу увидят, и ты понесешь…

Д.И: Нехорошо это будет.

А.Д: Это будет нехорошо, просто стыдно. Вообще, в этом принципиальное решение всемирной проблемы безбилетника. Пользователь imhonet-а, который сообщит нам нечестную оценку произведения, портит свой профиль. Он автоматически выпадает из круга своих единомышленников и перестает получать качественные рекомендации. Он может это сделать раз, другой, после чего для него закончится вся эта история.

Л.К: А как вы определите, что именно этот ответ фальшивый?

Д.И: А никак.

А.Д: А мы даже не будем этого определять. Другое дело, что этому эксперименту предшествовали эксперименты в кино и театрах, которые я проводил четыре года назад. Выяснилось, что деньги, простите, «тырят» всего лишь 13%.

Д.И: Не так мало.

А.Д: Система умеет их вычислять. Надо создать свой профиль: надо потрудиться, ты должен быть реальным участником, а не подставным, чтобы суметь получить эту страховку. Но если ты реальный участник, то от тебя ничего сверх твоей обычной жизни не требуется. Ты просто получаешь гарантию на то, что тебе понравится.

Д.И: Понятно. Напоминаю телефон нашего радиоэфира: 730-73-70 - и наш сегодняшний вопрос – получаете ли вы удовольствие от культуры и как  вы выбираете среди того множества предложений, которые сейчас существует?

Л.К: А если этот сервис дальше будет развиваться, то нельзя ли представить себе такую ситуацию, что продюсер или режиссер фильма спрашивает у вас рекомендацию еще на стадии подготовки? Когда уже наработаны десятки тысяч мнений, это возможно.

А.Д: Это утопия, это переводит игру в плоскость венчурной фондовой игры. Между прочим, такая биржа с начала двухтысячных годов существует в мире. Но это биржа, когда простые люди делают ставки на кассовый успех того или иного фильма, тем самым его подстегивая. Там можно выиграть, можно проиграть, но это совсем другое. Это примерно то, что сейчас творится в мире на всяких деривативах, производных продуктах и т.д. Это не имеет ни малейшего отношения к успешному творчеству по одной простой причине: сколько ни гадай, ни предсказывай, все равно все определяется тем, осенит ли творца, как лягут звезды…

Д.И: Все равно какие-то тренды можно угадывать, потому что творцы творцами, но я отлично помню: когда начиналась группа «Ленинград», у Шнура были вполне маркетинговые идеи, он понимал, что он будет делать, он себя сразу позиционировал.

А.Д: Конечно, можно. Но из ста собак не слепишь одного льва, и шахматную задачу, которую решает гроссмейстер, не решат 500 любителей, даже если они сгрудятся вокруг этого стола. У Шнура были какие-то маркетинговые идеи, но он же не выуживал это понимание из непрофессиональных советчиков.

Д.И: Нет, он из себя выуживал.

А.Д: Поэтому это и не площадка массовой фондовой игры.

Д.И: Да, но какие-то его последователи, опираясь на понятные вкусовые предпочтения, которые проявились на его успехе, строили вполне прагматические проекты. Явно эксплуатируются те наработки, которые он сделал, и тот тренд, который он развил.

А.Д: Да, в таком развороте есть шансы, но есть шансы гораздо более понятные и простые. Например, Imhonet выявляет предпочтения пользователей, и, в частности, видит нереализованный спрос. Допустим, книжка издана тиражом 5 тысяч экземпляров, а мы видим, что ее хотело бы почитать 50 тысяч, знаем, кто они, где живут. Понятно, что можно обеспечить тираж, можно объявить подписку, доставить эти тексты в эти разрозненные точки. Таким образом, если говорить о маркетинге, то его возможности большие, и порой наглядные.

Л.К:. Я как учитель не могу вот о чем не сказать. На imhonet-е, Александр Борисович, есть, по-моему, совершенно уникальная вещь. Вы там разыгрываете или предлагаете к оцениванию стихи. Потому что всем известно, что стихи - это продукт элитарный, единичный, от которого, конечно, все получают удовольствие.

Д.И: Хотя, знаешь, какое количество сейчас поэтов в Интернете?

Л.К: В смысле графоманов?

Д.И: Людей, которые пишут стихи.

Л.К: Которые рифмуют?

Д.И: Не важно. Людей, которые считают, что они пишут стихи.

Л.К: Мне кажется, что Imhonet играет здесь просветительскую функцию. Потому что хотя стихи - это удовольствие, но до стихов добирается очень мало читателей. Расскажите о том, как вам пришла эта идея, и что происходит на этой поэтической площадке?

А.Д: Imhonet собрал подборку примерно из сотни больших поэтов.

Д.И: Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

Л.К: И Фета.

А.Д: Там есть вышеперечисленные, но не все.

Л.К: «Зима не даром злится, прошла ее пора».

А.Д: Всего чуть больше 600 стихотворений. Принципиально, что эти поэты выбраны в соответствии с определенной логикой. Они определяют главные векторы поэзии за два века. Пользователь может стихотворение, как это бывает на Imhonet, оценить, составив тем самым свой вкусовой поэтический профиль. Там зашита еще одна игрушка, сначала ты не знаешь, кто это, то есть читаешь безымянный текст, потом оцениваешь и хватаешься за голову, что ты на самом деле…

Л.К: Мне Пушкин понравился.

А.Д: Ты не очень любишь Пушкина.

Д.И: Это же известная вещь. Если стихотворение приблизительно XIX века, неизвестно, чье оно, но нравится, – точно Пушкин.

Л.К: В крайнем случае, Лермонтов.

А.Д: Там есть и Баратынский, там много авторов. Или ты утверждаешься в том, что твой вкус безошибочен? Какой прагматический смысл в этом разделе? Хочешь выбрать хорошую книжку почитать? Книжки бывают по-разному хорошими. Например, меня интересует книжка с блестящим языком, есть у меня к книгам такое специальное  требование. Это означает, что меня интересуют рекомендации только тех книг, которые мне выдали мои единомышленники по стихам, то есть люди, которые продемонстрировали некоторую взыскательность. А вообще это просто забавная штука. Такая же сделана и будет сейчас поставлена по архитектуре.

Д.И: А архитектура как? Там будет изображение?

Л.К: После этого начнется снос скульптур Церетели?

А.Д: Изображение объектов – это уже раздел архитектуры. Ты ставишь оценку тому или иному дворцу, зданию. Ставишь Палладию двойку, а потом тайком меняешь эту оценку, потому что нехорошо.

Д.И: Срам-то какой.

А.Д: Или, например, фотографии различных городов мира, по которым нужно тебе их узнать. Здесь важно не перепутать Чикаго с Венецией или с московской подворотней. Очень интересно.

Д.И: Про поэзию как-то понимаю, хотя не до конца, а про архитектуру совсем не понимаю.

А.Д: Каждая фотография имеет на Imhonet атрибуцию – век, стиль, автор. Ты можешь угадать, что это: барокко или дороманика.

Д.И: Тогда это интеллектуальная игра.

А.Д: Игра сочетается с нашей главной функцией – собрать пользовательские впечатления, оценки, построить профили и свести друг с другом взаимно интересных людей.

Д.И: Такая игра вполне может быть у людей, которые увлекаются архитектурой. Помещаешь какое-нибудь здание, и кто-то говорит: «Я знаю, поэтому не играю». А кто не знает, говорит: «Это такой-то стиль, и скорее всего это где-нибудь в Закарпатье».

А.Д: Ну да, это же интересно.

Л.К: А не получится точно такой же тупик, о котором мы говорили в начале нашей беседы: всего так много, что и в Imhonet-е в результате будет всего так много, что невозможно будет выбрать.

А.Д: Не получится, потому что в какой-то момент, когда ты прочел, например, 20 стихотворений, ты дальше нажимаешь на кнопку «рекомендованное» и тебе система автоматически начинает подбрасывать лучшие стихотворения, которые оценили твои предшественники. Дальше, если у тебя есть желание каждый день вечером или утром за чашечкой кофе прочесть хорошее стихотворение, то, пожалуйста. В Imhonet невозможно потеряться, если ты потоковую ленту сменил на прицеленный выбор.

Л.К: Тогда надо выпускать поэтические сборники «Стихи от Imhonet».

Д.И: А нет ли риска, что, сужая вкусовой прицел выбора предыдущими рекомендациями, рекомендательной сетью, рекомендациями друзей, мы лишаем себя возможности увидеть что-то новое, изменить свой вкус, вообще измениться?

А.Д: Я должен ответить вам обвинением в вульгаризации. Это стандартное среднеинтеллигентское возражение. На самом деле, как только мы понимаем, что люди не клоны и у каждого из них есть «длинный хвост» того, что один потреблял, а другой нет, и есть возможность обменяться лучшим из этого «хвоста», то все становится на свои места. Я нахожу в Imhonet человека, который так же, как и я, высоко ценит работы, например, Аверинцева. Я понимаю, что это не может быть случайно. Или, допустим,  работы выдающихся специалистов по экономике и быту Средневековой Европы. Что я затем делаю? Я открываю их профиль…

Д.И: И это все мои знакомые.

А.Д: Нет, может быть, и не знакомые. И смотрю их девятки и десятки. И я там такого набираю сразу, что даже меня огорчает. У меня на книжной полке сейчас порядка сотни книжек…

Л.К: Не прочитанных еще.

А.Д: Да, не прочитанных, но отложенных. С фильмами проще. Их тоже порядка двух сотен. Но поскольку я много смотрю кино, то…

Л.К: То есть выходные – как заочное образование?

Д.И: Это подтягивание друг друга. Система взаимного образования.

А.Д: Там представлены как полностью автоматизированные инструменты выбора, когда нажал кнопку и получил список, так и очень важные, ручные или полуавтоматизированные. Когда тебя заинтересовала какая-то личность, знаешь ты ее или нет, ты начинаешь анализировать, а что этот человек еще любит, а что ему нравится в той области, в которой ты профан? Поэтому ты можешь не играть в компьютерные игры…

Л.К: Кстати, а компьютерные игры оцениваются?

А.Д: Конечно, большущий раздел, который пользуется бешеной популярностью. Почти такой же, как стихи.

Л.К: Когда традиционные экспертные площадки начнут публиковать последние данные Imhonet или других подобных сетей?

А.Д: «Новая газета» это будет делать уже чуть ли не с сентября. Но вообще дипломатично надо ответить «никогда», потому что, к сожалению, экспертное сообщество воспринимает Imhonet как могильщика и конкурента.

Л.К: А будет ли он могильщиком на самом деле?

А.Д: Нет, конечно. Как только экспертные инстанции, критики перестанут работать в режиме справочного бюро, а займутся своим делом, то есть критикой…

Л.К: Типа Белинский?

А.Д: В том числе, типа Белинский, типа поглубже, а не просто разнарядку давать по телегиду. Так вот, тогда и станет ясно, что у них разные функции, разные ценности, разные задачи и продукция.

Д.И: Леня, а что для школы? Все-таки когда мы говорим об Imhonet, создается ощущение, что это сервис для взрослых людей, у которых уже есть какая-то база, которой можно обмениваться. Потому что, не внеся каких-то своих предпочтений, своей базы, трудно получить ответы.

Б.Д: А вот и нет. На днях открыт специальный раздел детской литературы в Imhonet. Он создан для детей, причем даже для новорожденных детей.

Д.И: И они кликают. У них такие маленькие компьютерики, мягкие, без углов.

А.Д: Предложено элегантное решение. Профиль ребенка под управлением родителя – мама читает, ребенок рад, мама заносит: ребенку три дня, ему понравилась такая-то книжка.

Л.К: Я все-таки хочу ответить на Димин вопрос. Мне кажется, что для школы важно обострить эту проблематику – хорошее, плохое и различение. Потому что вся школьная программа просто представляет некоторый список великих писателей, но никто не говорит, какие невеликие. Меня дети спрашивают: «Ну, Тютчев хороший, Лермонтов хороший, а где плохие стихи?». У меня реально такие вопросы в классе задаются. Вот эта проблематика важна. Но я думаю, для того, чтобы дети вошли на Imhonet…

Д.И: Какая-то нужна ручная настройка.

Л.К: Да, ручная настройка и, извините, хороший преподаватель литературы.

А.Д: Единственное, что потребуется, и самое важное, что может здесь сделать Imhonet, -  показать каждому подростку, ребенку, от чего тащатся его сверстники. Это, между прочим, непростая задача, потому что здесь еще нужно вычленять сверстников. Но как только он увидит, что такой-то ребенок прочел что-то и получил от этого большое удовольствие, это будет замечательно. Это будет чудесная альтернатива дидактическим высказываниям школы.

Л.К: С этим я согласен, но для этого нужно вовлекать, условно говоря, педагогический…

А.Д: Почему? Ничего для этого не нужно. Читаешь книжки, ставишь им оценки, находишь себе друзей. Все.

Д.И: А не будет ли это лестницей вниз?

А.Д: Этот вопрос чуть сложнее, чем среднерусскоинтеллигентский. На самом деле люди перенимают лучший опыт, люди обмениваются лучшим, а это условие роста. Люди же не следуют советам «вот эта книжка отстойная, ты ее прочти». Я выберу то, что тебе понравилось.

Л.К: То-то у нас «Девятая рота» собрала такую аудиторию. И много чего другого. Мне кажется, что это не совсем так.

Д.И: А мне очень нравится позитивное утверждение Александра Борисовича о том, что люди выберут все-таки лучшее.

Л.К: На этом можно заканчивать.

ИЦКОВИЧ: Да, это прекрасная нота, на которой хочется закончить. Спасибо!

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.