29 марта 2024, пятница, 09:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 апреля 2011, 09:14

Валютный голод

В разных странах мировой кризис проявляется по-разному. Если на Ближнем Востоке его детонатором выступила нехватка продовольствия, то вот в нашей соседке, Белоруссии, роль запала может сыграть нехватка конвертируемой валюты. О том, что появились первые признаки «валютного голода», стало известно из сообщений прессы и из действий ее монетарных органов: Национальный банк Беларуси расширил границы валютного коридора с 8% до 10%. Формально это мероприятие должно повысить эффективность валютообменных операций, ну а реально – сократить спрос на валюту, которая оказалась в дефиците.

Наиболее простой и понятный индикатор дефицита или профицита иностранной валюты – это объем валютных резервов. Еще несколько месяцев назад с резервами у ЦБ Беларуси было все более или менее благополучно, и на начало октября 2010 года они составляли $4,4 млрд. (это максимум за несколько последних лет). Но потом они стали достаточно быстро сокращаться, и на начало марта 2011 года составляли только $2,2 млрд. Естественно, что если за полгода резервы сокращаются в два раза, то это вызывает очень сильное беспокойство хозяйственных агентов и достаточно нервную реакцию властей.

Но это сокращение вызывает еще большее беспокойство, так как оно приводит к ухудшению показателя достаточности резервов. По методологии МВФ, у каждой страны с неконвертируемой валютой резервы в конвертируемой валюте должны составлять не менее трехмесячного объема импорта. У Беларуси этот показатель не соблюдался даже тогда, когда резервы росли или были стабильны. Например, в прошедшем году среднегодовой размер резервов составлял около $4 млрд., а импорт товаров за год составил $34 млрд. При таком объеме импорта резервы должны были составлять $8,5 млрд., а фактически они были в два раза меньше.

Теперь, после обвального падения резервов, показатель их достаточности станет еще хуже, и для того, чтобы его поправить, монетарным властям Республики придется прибегнуть к одному из двух хорошо известных способов – или сократить импорт, или получить кредиты от МВФ. Пока не известно, какому именно способу будет отдано предпочтение, но заранее можно сказать одно – ни та, ни другая мера Республике не помогут.

Дело в том, что уже длительное время (если не сказать - с момента обретения независимости), Беларусь испытывает большие трудности с валютными ресурсами. Так получилось, что ее импорт практически всегда больше экспорта, и поэтому ее платежный баланс хронически дефицитен. Так, за последние 7 лет, за 2004-2010 годы, платежный баланс Республики выходил «в плюс» только один раз, а все остальное время он был отрицательным. При этом размер дефицита постоянно нарастал, и если в 2005 году он был равен $1,5 млрд., то в 2010 году – уже $8,5 млрд.

Нетрудно догадаться, что если у Республики дефицит во внешнеэкономических связях, причем хронический, то она покрывает его за счет наращивания внешней задолженности. Если на начало 2005 года внешний долг (государственный и частный) составлял только $5 млрд., то на начало 2009 года он уже равен $15 млрд., а к началу 2011 года подскакивает до $28.5 млрд. То есть внешний долг начинает превышать размеры годового экспорта (2010 год – $25 млрд.), что делает проблематичным его обслуживание в дальнейшем, и ставит определенные барьеры на пути получения новых кредитов.

Таким образом, проблема дефицита платежного баланса и нехватки валюты сложилась уже достаточно давно, и нужен был только еще один внешний удар, чтобы ситуация переросла в кризис. Таким ударом для белорусского валютного рынка стал конфликт между властями России и Беларуси по поводу тарифного обложения экспорта нефти.

Хорошо известно, что рост стоимости импорта вызывался удорожанием энергоносителей, которые Беларусь закупает в России. Но до последнего времени проблема постоянного удорожания нефти худо-бедно решалась. Закупаемая нефть шла на два белорусских НПЗ, где она перерабатывалась и уже в виде нефтепродуктов отправлялась на внутренний рынок и на экспорт. Рост стоимости сырья перекладывался в рост стоимости нефтепродуктов, а разница между стоимостью сырой нефти и стоимостью нефтепродуктов позволяла Республике, кроме того, получать неплохой валютный доход. Однако с прошлого года российская сторона ввела пошлины на экспорт сырой нефти, которые почти полностью улавливают эту разницу, и теперь Республике от экспорта нефтепродуктов практически ничего не остается.

Результат подобных действий налицо. Во-первых, у Беларуси сократились валютные ресурсы, и возник тот самый «валютный голод», с которым теперь сражается Национальный банк, а во-вторых, уже вследствие этого валютного голода нефтеперерабатывающие предприятия Республики были вынуждены сократить закупки нефти и, соответственно, уменьшить выпуск нефтепродуктов.

Таким образом, экономика Беларуси, правда под давлением внешних обстоятельств, стала сокращать импорт. Но сокращение импорта для белорусских условий подходит меньше всего, так как это будет означать серьезное падение внутреннего производства и занятности. Если белорусские НПЗ перестанут получать российскую нефть, то им придется остановиться и отправить своих рабочих в неоплачиваемые административные отпуска, а это совсем не та экономическая политика, который трудящиеся Республики ждут от своего Президента.

В абсолютно разной реакции на сокращение импорта и содержится, кстати, существенное отличие российской экономики от белорусской. Для белорусской экономики сокращение импорта – это однозначно падение внутреннего производства, а для российской – это очистка внутреннего рынка от иностранных конкурентов, после которого начнется рост внутреннего производства. Не сразу и не по всем товарным позициям, конечно, но рост, вызванный импортозамещением, обязательно будет. А вот в Беларуси – нет.

Таким образом, традиционные способы выравнивания платежного баланса здесь вряд ли помогут. Поэтому, даже если МВФ раскошелиться, и выделит Беларуси требуемые суммы, это ее не спасет. Чтобы оплачивать импорт российской нефти и газа (или хотя бы таможенные пошлины, которыми они облагаются), ей нужно совершенно другое. Для нормального функционирования экономики Белоруссии необходимо постоянное внешнее финансирование, причем на безвозвратной основе, а его сейчас никто предоставлять не будет. Во всяком случае, просто так, или на тех условиях, которые выдвигает белорусское политическое руководство.

Рассуждая отвлеченно, можно предположить, что Беларусь имеет шансы выйти из сложившейся ситуации, если, например, продаст свои активы иностранным инвесторам, в том числе НПЗ – российским нефтяным компаниям. Тем более, что разговор об этом идет уже очень много лет, и покупатели давно известны. Но этот вариант, увы, наталкивается на неприступную позицию белорусского Президента, который никак не хочет терять контроль над собственностью во вверенной ему республике. Поэтому нам, скорее всего, предстоит еще не мало интересных моментов, когда мы будет наблюдать попытки белорусского руководства выйти из валютного кризиса, в который оно само себя загнало.

А вот другая соседка Беларуси - Украина, еще во времена Кучмы, поступила умнее, и передала контроль над основными украинскими НПЗ российским нефтяным компаниям, и поэтому теперь на Украине нет проблем с сырьем для НПЗ, и с доходами от экспорта нефтепродуктов. Послужит ли Украина примером для Беларуси, или нет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.