28 марта 2024, четверг, 21:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 сентября 2006, 17:58

Страсти по Андрею и центробанковский кризис

Сегодня ранним утром первый заместитель председателя Центробанка России Андрей Козлов скончался в 33-й городской больнице.

Как уже сообщалось, накануне на него было совершено покушение. Около 21:00 на территории футбольного манежа "Спартак" на улице Олений Вал неизвестные расстреляли его и водителя. В результате Козлов получил тяжелые ранения, а его водитель погиб на месте.

Андрей Козлов родился в 1965 году в Москве, в семье военного. Окончил обычную московскую школу и поступил в Московский финансовый институт, который в то время был не самым модным вузом. Вскоре после поступления Козлову пришлось пойти в армию (в 1983 году отсрочки от армии были временно отменены для всех студентов, кроме студентов вузов с «броней»).

После срочной службы Козлов учебу продолжил вместе с другими сокурсниками, вернувшимися из армии. "По моей инициативе из демобилизовавшихся ребят была организована учебная группа, - вспоминает бывший декан факультета МЭО, а ныне проректор Финансовой академии Михаил Эскиндаров. - Они все - 25 человек - вернулись со званием не ниже сержанта, а Андрей Козлов, по-моему, даже старшиной и кандидатом в члены партии. Это была необыкновенная группа".

Группа и впрямь оказалась необыкновенная. Одногруппниками Козлова были красноярский губернатор Александр Хлопонин, гендиректор "Норникеля" Михаил Прохоров, гендиректор АПК "Агрос" Дмитрий Ушаков и другие "капитаны российского бизнеса".

Членом партии Козлов стал вскоре после армии, институт окончил с отличием. А в аспирантуру не пошел, несмотря на то что руководство факультета ждало его там с распростертыми объятиями. Впрочем, поговаривают, руководство вместо аспирантуры помогло ему устроиться на работу в валютно-экономическом управлении Госбанка СССР.

Буквально год проработав в валютно-экономическом управлении, Козлов оказался в управлении ценных бумаг (тогда регулирование рынка ценных бумаг, как и сам рынок, находилось в зачаточной стадии).

В новой России, где Центробанк стал верховным регулятором создающейся банковской системы, Козлову удалось сделать очень хорошую карьеру. С 1990 по 1997 год он прошел путь от простого экономиста до первого заместителя председателя Центрального банка России. Именно Андрей Козлов был одним из основных создателей системы ГКО – системы с точки зрения финансиста почти безупречной, но – как оказалось в 1998 году – сильно подверженной внешним воздействиям.

Зампредом ЦБ Козлов стал в 1995 году, в тридцать лет. Два других зампреда ЦБ - нынешний управляющий директор "Интерроса" Сергей Алексашенко и зять известного экономиста, ректора Высшей школы экономики Евгения Ясина Денис Киселев - стремились сами контролировать департамент ценных бумаг. Они сделали Козлову предложение стать первым зампредом тогдашнего главы Центробанка Сергея Дубинина. Как считается, именно тогда у Козлова возник конфликт с другим зампредом ЦБ - Татьяной Парамоновой (Татьяна Парамонова даже занимала пост и.о. главы ЦБ, теперь же вполне вероятно, что она не будет переназначена на пост заместителя главы ЦБ). Парамонова, контролировавшая тогда банковскую сферу, пускать Андрея Козлова туда не хотела. И в свою очередь при молчаливом согласии Виктора Геращенко стала оттягивать у Козлова полномочия. К тому же кризис системы ГКО нужно было на кого-то свалить – идеальным кандидатом стал Андрей Козлов.

Андрею Козлову не удалось закрепиться на должности и в результате пришлось уйти из Центробанка. Включилась в процесс и Генпрокуратура. Прокурорам не понравились близкие отношения зампреда ЦБ с президентом банка "МЕНАТЕП" Александром Зурабовым.

Покинув ЦБ, Андрей Козлов возглавил банк "Русский стандарт". Однако уже первый год под руководством Козлова банк закончил с убытками. Затем Козлову нашлось место  в "дочке" «Аэрофлота» - занимающейся туристическим бизнесом компании "Мир Аэрофлота". Но и здесь работа не заладилась: несмотря на раскрученную марку и неформальную поддержку авиагиганта, компания за тот год, что ею руководил Козлов, так и не смогла захватить запланированные 30% туристического рынка.

Казалось, на этом карьера Козлова прервется. После провала в "Мире Аэрофлота" он смог устроиться лишь в "Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг" (за экзотическим названием скрывается некоммерческая консалтинговая организация, финансируемая правительством США). Тут тоже не обошлось без знакомства, ведь "волонтеры", как говорят, помогали Козлову строить систему ГКО в первой половине 90-х.

И вдруг в 2002 году Андрей Андреевич вернулся в ЦБ (стоит добавить, что Андрею Козлову место все же, скорее, было там – бизнесменом он был не очень удачливым, а финансистом – очень неплохим). В то время на место Виктора Геращенко (при котором подобное возвращение было бы невозможно) пришел Сергей Игнатьев, который до этого был замминистра финансов, прочных связей в банковской сфере не имел и, соответственно, своей командой не располагал. Не рассчитывая на все сто на старую команду Геращенко, Игнатьев решил пригласить и специалистов со стороны. Такими людьми стали вице-президент инвесткомпании "Тройка Диалог", бывший коллега Игнатьева по Минфину Олег Вьюгин, а также Андрей Козлов. Андрею Козлову была уготована и еще одна функция. Он стал "говорящей головой" непубличного председателя ЦБ. Публичность сослужила Козлову не очень хорошую службу - с его деятельностью стали ассоциироваться буквально все процессы, происходящие в Центробанке и банковской системе России.

Основной задачей Андрея Козлова после возвращения в Центральный банк стала нормализация банковской системы. ЦБ – по инициативе Козлова – начал проверку ряда банков, результатом которой стал отзыв лицензий у «Содбизнесбанка» и ряда структур поменьше. А затем начался «банковский кризис». В 2004 году в разгар банковского кризиса именно Козлова обвиняли в «зачистке» банковского сектора «без должных оснований». В Интернете тогда активно публиковались «черные» и «белые» списки банков. Деятельность по отзыву лицензий временно приостановилась.

Но уже с 2005 года было отозвано порядка 70 лицензий. Наиболее часто повторяющееся обвинение в адрес этих банков – отмывание средств. Большинство наблюдателей прямо или косвенно связывают покушение на Андрея Козлова с его профессиональной деятельностью. На днях на банковском форуме в Сочи Андрей Козлов заявил о том, что банковские  работники, занимавшиеся отмыванием средств, должны быть лишены права занимать должности в банковской сфере.

Некоторые уже сегодня говорят о «мести» со стороны клиентов банков, которые проверял ЦБ. Другие возражают – уже отозвали, зачем убивать? Надо, по идее, искать среди тех, у кого лицензию отозвать еще не успели. Говорят и том, что система охраны российских топов организована отвратительно – зачастую функции охраны выполняет только водитель или в наличии есть только один охранник.

Многие считают, что теперь «банковская реформа» зайдет в тупик – некому будет отвечать за проверки банков, многие не осмелятся взвалить на себя бремя, которое нес Козлов. Одно понятно - Центробанк потерял одного из наиболее авторитетных специалистов, а это проблема (если понимать ее в широком смысле) для всех россиян. Теперь Сергею Игнатьеву с коллегами придется искать замену Козлову, а вряд ли кто-то знает банковскую систему (из тех, кто согласится перейти в ЦБ) настолько же хорошо, как и он.

Михаил Захаров

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.