29 марта 2024, пятница, 03:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 сентября 2009, 17:31

Стирая границу

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Турция и Армения подпишут соглашение об установлении дипломатических связей 10 октября, передает «Кавказский узел». По мнению премьер-министра, подписание соглашения может стать важным шагом в прекращении давней вражды между Ереваном и Анкарой. Эрдоган подтвердил, что соглашение будет подписано министрами иностранных дел двух стран, но, чтобы вступить в силу, оно должно быть одобрено парламентами Турции и Армении.

В свою очередь, спикер турецкого парламента Мехмет Али Шахин на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым пообещал, что турецкий парламент не ратифицирует никакие договоренности с Арменией до урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, передают «Новости-Азербайджан».

Напомним, 31 августа было распространено совместное заявление МИД Армении, Турции и Федерального Департамента по внешним сношениям Швейцарии. Как ожидается, по итогам переговоров (они, как и планировалось, продолжались полтора месяца) будут подписаны и представлены на ратификацию парламентов «Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя странами» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». МИД Армении сообщил, что страны договорились открыть границу спустя два месяца после вступления в силу «Протокола о развитии двусторонних отношений».

"Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений" войдут в силу в первый день месяца, последующего после обмена ратификационными механизмами.

С тех остается закрытой общая граница протяженностью в 330 км. В качестве условий для нормализации двусторонних отношений Анкара требует от Еревана отказаться от шагов по международному признанию геноцида армян 1915 года в Османской империи и от поддержки Нагорного Карабаха в конфликте с Азербайджаном, а также возврата оккупированных азербайджанских территорий.

Представители Турции и Армении уже два года проводят в Швейцарии закрытые переговоры о нормализации отношений. В апреле этого года стороны заявляли о предварительной договоренности – принятии с помощью Министерства иностранных дел Швейцарии так называемой «дорожной карты», в которой содержится программа предпринимаемых шагов.

Граница между двумя странами была закрыта по инициативе Анкары в 1993 году, в разгар карабахской войны. Солидарная с мусульманским Азербайджаном, Турция настаивает на выводе армянских войск из Нагорного Карабаха и требует от Армении признания территориальной целостности Азербайджана. Сейчас в турецком МИДе говорят, что на каждом этапе процесса нормализации отношений с Арменией будут учитывать интересы Азербайджана.

Еще одна причина Арменией и Турцией уходит корнями в начало XX века, когда в Османской империи армяне подверглись гонениям. Армянская сторона развернула международную кампанию о признании геноцида, в ходе которого погибло 1,5 миллиона армян. Турция рассматривает исторические события, как беспорядки на фоне распада Османской империи и требует от Армении отказа от политики признания геноцида. В Анкаре до последнего времени заявляли, что Турция стремится наладить отношения с Арменией, «однако вопреки этому армянские утверждения о геноциде имеют «отравляющее» воздействие». "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений" войдут в силу в первый день месяца, последующего после обмена ратификационными механизмами. В качестве условий для нормализации двусторонних отношений Анкара требует от Еревана отказаться от шагов по международному признанию геноцида армян 1915 года в Османской империи и от поддержки Нагорного Карабаха в конфликте с Азербайджаном, а также возврата оккупированных азербайджанских территорий.

Армянско-турецкий диалог активизировался вскоре после российско-грузинской войны - Армения оказалась "в кольце врагов" (своих собственных и недружественной России Грузии), а Турция решила усилить свое присутствие в Закавказье. "Позиция Азербайджана заключается в том, что если не будет подвижек в решении вопроса о Нагорном Карабахе, то армяно-турецкое сближение и в частности восстановление отношений будет идти вразрез с интересами Азербайджана. Кроме того, сейчас еще появились сведения о том, что несколько обострились отношения между Арменией и Грузией в связи с положением компактно проживающего армянского меньшинства в Грузии", заявляла в интервью "Полит.ру" руководитель Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН Алла Язькова.

По ее словам, "можно говорить о нестабильности в целом на Южном Кавказе. Сейчас речь идет о поиске решений хотя бы по проблеме даже не Нагорного Карабаха, а по проблеме освобождения оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха. Стороны готовы достаточно надолго отложить вопросы о принадлежности, о статусе, но, если стороны хотят стабильности, движение по поиску решений должно быть".

"Турция маневрирует и пытается, с одной стороны, как-то выстроить свои отношения с Арменией, а с другой - сделать это так, чтобы это не выглядело ударом по Азербайджану, поскольку известно, насколько в Азербайджане негативно относятся к наметившему с армянами турецкому сближению. Турецкие власти заинтересованы в том, чтобы договориться с Арменией, но при этом максимально возможно не обидеть Азербайджан", отмечал в интервью "Полит.ру" заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Как отмечал в материале "Турецкий марш на Кавказ" Сергей Маркедонов, "в августе 2008 года Турция предложила свой геополитический проект для Кавказа. Теперь помимо существующих, конкурирующих между собой и дополняющих друг друга проектов («Большой Ближний Восток», «Расширенное Черноморье», «Новое европейское добрососедство», евразийская интеграция) в регионе появился еще один - турецкая «Платформа мира и стабильности». Это значительный шаг вперед в новом освоении Кавказа Турцией".

Значительную роль в активизации турецкой внешней политики на кавказском направлении сыграло политико-философское осмысление места и роли Турции в глобальном мире. По мнению историка и журналиста Игоря Торбакова, новое внешнеполитическое освоение Кавказа Анкарой базируется на идеологии «нео-османизма»: «Его истоки уходят в начало 1990-х годов – эпоху президента Тургута Озала. Однако подлинный расцвет течения совпадает с приходом к власти в Турции умеренно-исламистской ПСР (Партии справедливости и развития). Одним из основных идеологов нео-османизма является главный внешнеполитический советник Гюля и Эрдогана профессор Ахмет Давутоглу… В отличие от кемалистов, нео-османисты с готовностью включают в турецкое наследие и Османское прошлое, и Османское геополитическое пространство… По мнению Давутоглу и его последователей, Турция отнюдь не находится на обочине НАТО, Европейского Союза или Азии. Турция, утверждают нео-османисты, расположена в самом центре Евразии и непосредственно – исторически и географически – связана с такими стратегически важными регионами, как Балканы, Ближний Восток и Кавказ. Неудивительно поэтому, что нео-османисты являются сторонниками гораздо более активной внешней политики – особенно на территориях, относящихся к Османскому геополитическому пространству».

"Москва из миротворца и арбитра (эффективного на протяжении многих лет) превратилась в участника противостояния с Тбилиси. Это окончательно произошло после формально-правового признания независимости двух бывших грузинских автономий, установления с ними дипломатических отношений и определения гарантий их безопасности. Ситуация в Нагорном Карабахе также далека от оптимистической картины: в 2007-2008 гг. выросло количество столкновений в зоне прекращения огня. Отсюда стремление Турции сыграть более активную партию в Большой Кавказской игре. До тех пор, пока геополитический ландшафт региона определялся словосочетанием status quo, турецкое вмешательство было дозированным. Сегодня Анкара заинтересована в том, чтобы принять активное участие в формировании новой конфигурации безопасности Большого Кавказа", писал в своей статье Сергей Маркедонов.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.