28 марта 2024, четверг, 19:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 февраля 2010, 00:26

Полураспад милиции

В России наблюдается устойчивое недоверие населения к правоохранительным органам - таковы данные опроса Левада-центра. Особенно низко респонденты оценивают деятельность милиции. Страх перед произволом милиционеров как представителей власти лишь незначительно уступает страху перед террористами, нападением хулиганов и преступников.

Женщины больше доверяют правоохранительным органам — 37% (мужчины  — 22%), в большей степени чувствуют себя защищенными от произвола правоохранительных органов — 20% (мужчины — 11%), а также надеются на суд и  прокуратуру в случае нарушения их прав со стороны милиции — 33% (мужчины — 22%). В целом мужчины чаще страдают от произвола правоохранительных структур (3,7%), чем женщины (2,5%).

Наименьшей степенью доверия к  правоохранительным органам отличаются жители Москвы. Ни один из респондентов в  Москве, не ответил, что «определено доверяет» структурам, призванным охранять права граждан и лишь 1% сообщили, что «скорее доверяют» им. Москвичи не чувствует себя защищенным от произвола институтов, призванных защищать их права.

Наибольшее доверие правоохранительные органы вызывают у жителей городов с населением до 10 тыс. человек (28%), а также россиян в возрасте 18-24 лет (34%), с образованием ниже среднего (33%).

По данным социологов, 62 процента опрошенных заявили, что появление многочисленных сообщений СМИ о милицейском произволе - это свидетельство разложения милиции, которое невозможно скрыть. 10 процентов, правда. уверены, что имеет место организованная кампания, призванная дискредитировать руководство МВД и российскую власть.А 63 процента опрошенных сочли, что вполне могут оказаться жертвой произвола милиции.

Высокий уровень недоверия россиян в Левада-центре объясняют не столько собственным негативным опытом общения с  правоохранительными структурами, сколько общей установкой, убежденностью в их недобросовестной работе. Такая установка обусловлена, полагают социологи, недемократичностью современного российского общества, которая выражается в отчужденности населения от работы государственных институтов. "По сравнению с россиянами, граждане США и демократических стран Западной Европы в целом с гораздо большим доверием относятся к своей полиции. Включенность в работу государства посредством устойчивых институтов, возможность контролировать деятельность властей способствуют большему доверию населения к  правоохранительным органам", - считает Полина Черепова из Левада-центра.

Впрочем, если вспомнить стрельбу майора Евсюкова по посетителям супермаркета, то становится понятно, что у москвичей есть основания не доверять милиции, а у россиян в целом опасаться произвола. Де-факто безнаказанность многих сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, также не должна прибавлять привлекательности образу милиционера. Так, буквально на днях сотрудник милиции из Тувы, застреливший 17-летнего молодого человека и ранивший девушку, получил менее двух лет колонии за свой поступок.

Милицейское начальство старается острые темы не педалировать, признавая лишь "отдельные перегибы". Так, майор Евсюков характеризовался положительно своим начальством и после расстрела москвичей в супермаркете "Остров". А иногда и не признавая. Многочисленные видеообращения действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов департамент собственной безопасности МВД счел клеветой, рассказал информагентствам начальник ведомства Юрий Драгунцов. По словам Драгунцова, по всем обращениям были проведены проверки, которые выявили, что все видео "голословные, сделаны на эмоциях и являются обыкновенной клеветой".Однако, как показывают данные социологов, "милицейский беспредел" - факт массового сознания, как бы ни хотелось милицейским начальникам видеть в этом заказную кампанию по "очернению милиции". Ровно так справедливо и соображение, что лишь малое количество россиян становится жертвами милиционеров. А при возникновении проблем с криминалом большинство граждан (хочется верить, что большинство) обращается в милицию за помощью.

Со стороны власти доверия к милиции, пожалуй, не больше. На разгоны митингов во Владивостоке был завезен подмосковный ОМОН - местный мог бы и отказаться разгонять митинги недовольных запретом на ввоз праворульных машин. Впрочем, покуда у властей было относительно немного поводов проверить милицию в действии, если не считать ритуальных разгонов "несогласных". Отчего, как представляется, и некоторая незаинтересованность в реформировании силовых органов.

Как отметил в своей недавней статье о необходимости реформ силовых ведомств  Владимир Пастухов, "неестественный, театрально злодейский характер этих преступлений создал имиджевую проблему для власти, которую той пришлось решать, имитируя движение к реформам... Официальная кампания с самого начала была сбалансированной и нацеленной на утилизацию избыточного общественного раздражения. Она началась сдержанной дискуссией в «Российской газете» и закончилась Указом Президента РФ, который благоразумно передал дело реформирования МВД в руки самого МВД".  

Характерно, что проблема отношения милиции и общества наиболее рельефно была выражена министром Нургалиевым. Министр МВД, который обращаясь к «племени младому, незнакомому» - т. е. к курсантам — рассказал им, что граждане имеют право на отпор, если сотрудник милиции себя ведет незаконно. Интерпретаторы перевели слова министра: Нургалиев разрешил бить своих. В блогах такая интепретация была крайне популярной даже после объяснений (довольно беспомощных) со стороны МВД. То есть идея "бить ментов" гражданам в целом очень понравилась.

Еще раз оговоримся - цифры Левада-центра отражают лишь представление о том, что в милиции не все в порядке, а не реальность. Но не учитывать такое отношение для властей было бы крайне опасным. Хотя бы исходя из того простого соображения, что милиция - самое наглядное для граждан и самое часто встречающееся представительство государства. Хорошо, если представления о природе милицейской власти и власти государственной у масс разнятся по принципу власти плохих бояр и власти доброго (а главное - не вполне земного авторитета) царя.

Но если вдруг в массовом сознании образы милиционера и государства станут восприниматься как нечто имеющее одну и ту же природу - последствия могут быть самыми неприятными. От выстраивания параллельных систем взаимодействия в обществе (криминальных или, по крайней мере, внеюридических) до, не дай Бог, революционного сценария..

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.