В России будет построено инновационное общество! К 2020 году. С таким позитивным прогнозом выступило Минэкономразвития. Картина, описанная в документе, настолько поражает воображение, что становится ясно: в таком виде реализовать стратегию будет крайне сложно. Что точно будет возможным сделать, так это снимать по пять фантастических фильмов в год (такое рекомендуется) и заставить чиновников высшего и среднего звена выучить иностранный язык. Министр спорта Виталий Мутко, помнится, обещал справиться раньше — уже к чемпионату мира по футболу 2018-го года
В России будет построено инновационное общество! К 2020 году. С таким позитивным прогнозом выступило Минэкономразвития прямо накануне Нового года. 31 декабря на сайте министерства была опубликована «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Пока, впрочем, только проект - два этапа, 63 шага, расписанные по годам вплоть до 2020 года.
Документ содержит плановые показатели для того, чем будет Россия в 2020-м году в смысле инноваций. «Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов)», - планы заявлены масштабные. Перечисляются далее направления ядерные технологии; авиастроение; судостроение; программное обеспечение; вооружения и военная техника; образовательные услуги; космические услуги и производство ракетно-космической техники.
На поверку ситуация даже в министерстве видится плачевной. В целом, не удалось переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалось кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок в России до уровня развитых стран ОЭСР. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия», - говорится в стратегии.
«Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок», - пишут авторы.
Никто из компаний государственного и частного сектора в НИОКРы вкладываться пока не стал. «Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР , 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии», - говорится документе. И далее — человеческий капитал хорош, но снижается качество образования. Расходы на науку растут, но сохраняется разрыв поколений и «Россия все хуже представлена в мировой науке». Научная и инновационная деятельность недостаточно финансируется, а сама «государственная власть пока в целом неинновационна, и при этом не достигла значимых успехов в создании «инновационного климата» в стране».
Далее обозначаются цели. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2009 году - 12,4 процента). Внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году – 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора. Доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 5 процентов в 2020 году (в 2008 году — 2,48%). Много еще чего ставится целями.
Констатируется и то, что для «инновационной экономики нужен «инновационный человек» (характеризуется способностью постоянно обучаться, владением иностранными языками, креативностью и предприимчивостью и т.д.), не тождественный инновационному предпринимателю. Для создания нового инновационного климата предлагается устранить административных барьеров (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т. д.). А также «опережающе наращивать» расходы на «софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Будет также расширена поддержка стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития - посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная, космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные материалы и т.д.)».
Позитив программы зашкаливает настолько, что становится жутковато от нашего ближайшего инновационного будущего. Бизнес предлагается принуждать к инновациям созданием для них условий. Российским компаниям обещана поддержка по продвижению инновационных продуктов на внешних рынках. «Доля лиц старше 50 лет, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы» будет планомерно сокращаться с 48 процентов сейчас до 30 в 2020 году. Государство станет более открытым посредством реализации программы "Электронное правительство", а молодежь - более инновационной посредством исполнения программы "Молодежь России".
И еще несколько инициатив. «В самое ближайшее время предстоит заняться восстановлением интереса к научной фантастике с использованием самых современных средств медийного и просвещенческого продвижения информации». «В целях поддержания соответствующей культуры инноваций предстоит продолжить создание различного рода просвещенческих телепередач, интеллектуальных теле-шоу; ежегодно создавать не менее пяти кинофильмов в лучших традициях отечественной и мировой научной фантастики». «В квалификационные требования для занятия должностей государственной службы старшей и высшей группы будет включено знание иностранного языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами». Правда, для всех госслужащих свободное владение языком предполагается только у 20 процентов.
Что здесь добавить? «Ай олсоу промис, из ин твенти твенти ай'лл спик инглиш лайк май фрэнд Джефф Томсон». «Фром май харт. Ин инглиш».