Адрес: https://polit.ru/news/2000/06/30/549948/


30 июня 2000, 20:07

Самым мягким по отношению к губернаторам стал закон об их отстранении: разработанный Думой в сотрудничестве с Кремлем и депутатами компромиссный вариант закона сильно усложняет эту процедуру

Все законопроекты из "федеративного пакета" прошли второе чтение - то есть уже не могут быть радикально изменены . Полномочия губернаторов сильно сокращены - как в законе о Совете Федерации, уже ставшем причиной крупного скандала между палатами и Кремлем, так и в законе о местном самоуправлении. Самым либеральным по отношению к губернаторам стал второй закон, подготовленный комитетом по региональной политике и Владимиром Рыжковым. (Впрочем, все законы такие, на какие в итоге согласился Кремль.) Закон был принят легко и именно в той редакции, которую предложил комитет.

Ключевые его позиции таковы. 1) Предупреждение президента следует, судя по всему, автоматически после того, как суд фиксирует нарушение конституции либо закона, и оно не исправлено парламентом либо губернатором, : слова "вправе вынести предупреждение" заменены на "выносит предупреждение". 2) Процедура усложнена; как пояснил Рыжков, теперь, чтобы распустить парламент либо отстранить губернатора, президенту потребуется от 11-12 месяцев до 2 лет. 3) Указ об отстранении губернатора после всей процедуры не публикуется в течение 10 дней - за это время губернатор имеет право обратиться в Верховный суд, который обязан рассмотреть дело по существу до опубликования указа. 4) Одно из самых спорных положений закона - об отстранении в связи с уголовным делом - теперь выглядит так: президент получает право отстранить губернатора по "мотивированному представлению генпрокурора" в случае предъявления обвинения в тяжком либо особо тяжком преступлении. Представитель СПС Надеждин предпринял безуспешную попытку вовсе вычеркнуть из закона этот пункт, даже в более мягкой его редакции (ранее фигурировало выдвижение обвинения, генпрокурор отсутствовал, характер преступления не описывался), поскольку он переводит уголовно-правовые процедуры в разряд политических. По мнению представителя президента Котенкова, этот пункт - не карательная, но "защитная мера", поскольку, без этого положения, потеряв иммунитет, губернаторы по идее могли бы преследоваться как все прочие граждане. 5) Положение о "переходном периоде" - губернаторам и парламентам дано полгода на приведение законодательства в соответствие с конституцией: пока их никто трогать не будет; но потом действия возможны по любому акту в случае наличия судебного решения. Надеждин от СПС предлагал отрешение только на основе судебных решений, принятых уже после опубликования закона, но прошел кремлевско-рыжковский вариант.