Российская система взимания НДС несколько сблизилась с европейской и теперь более благоприятствует экономической деятельности - благодаря изменениям, проведенным во II части Налогового кодекса. К такому выводу приходят налоговые консультанты из Arthur Andersen в публикуемом сегодня на Полит.ру докладе из очередного выпуска журнала Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП). В докладе подробно сопоставлена практика взимания НДС в России (до и после внесения изменений в НК) и в Европе.
Новое законодательство по НДС, пишут эксперты, воплощает скорее налоговую, чем экономическую политику, будучи нацелено на выполнение формальных задач и борьбу с уходом от налогообложения. Характерный пример: в нашем законодательстве по-прежнему не нашла отражения концепция консолидированного налогоплательщика НДС, которая позволила бы упростить изъятие налогов у предпринимательских объединений за счет игнорирования оборотов между ними. Наоборот, вводится норма, по которой все отделения одного юрлица обязаны регистрироваться в качестве отдельных налогоплательщиков. То есть стремление перекрыть пути ухода от уплаты налога возобладало над экономической целесообразностью. Тем не менее в последней редакции устранены наиболее проблемные положения, законодательство получило более четкую структуру. Одним из самых благоприятных новшеств стало введение принципа уплаты НДС по стране назначения при торговле с СНГ. Правильным представляется и отсутствие нововведений при определении момента возникновения налогового обязательства - у налогоплательщика сохраняется возможность выбора между отгрузкой и уплатой.
Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)