Исследования общественного мнения, проводимые ВЦИОМ, показывают, что рейтинг доверия президенту Путину отличается позитивной лабильностью и с марта 2000 уже во второй раз восстанавливается после 10-процентного (и более) падения. В первый раз рейтинг Путина упал в июне без видимой причины - из-за отсутствия позитивных событий и, не исключено, некоторых проблем с выплатами зарплат. В июле он вернулся на место и снова достиг 73%, в основном благодаря турне в Китай и в КНДР. В августе из-за взрыва на Пушкинской и катастрофы "Курска" рейтинг одобрения снова упал с 72% до 60%, однако в сентябре начал движение обратно, достигнув 65%. Рейтинг доверия упал с тех же 72% до 56% и в сентябре поднялся вновь до отметки 63%.
Таким образом, пока можно констатировать некритичную потерю 7-9%, которая все равно фиксирует Путина в качестве единственного действующего лица во внутренней политике: ближайший конкурент Путина Зюганов располагает 14% электоральной поддержки. В сентябре рейтинг Путина пошел вверх по причине отсутствия негативных событий. При этом, как и прежде, на Путина не транслируется недовольство текущей социально-экономической обстановкой. Позитив же становится его заслугой: так, население склонно отмечать улучшение экономического положения России (не то же самое, что улучшение уровня жизни) и положение на международной арене, пока единственный стабильный источник президентского рейтинга.
Отношение населения к правительству характеризуется несовпадением позиций премьера и собственно кабинета: Касьянов, имея 8%, уверенно делит с Шойгу 2-3 места в рейтинге доверия политикам (хотя и получает 0% как потенциальный президент) и имеет 50% рейтинга одобрения, против 39% у правительства. Таким образом, вес непопулярных либеральных реформ все более смещается в сторону вице-премьера Кудрина (скорее всего, это будет еще более заметно в октябре, когда проявится реакция на дискуссию вокруг бюджета). Одновременно рост рейтинга Касьянова и спикера Селезнева свидетельствует о спросе на политические фигуры одновременно деидеологизированные и статусные: оба имеют формально сильные должности, кремлевский статус и не замечены в четких позициях и высказываниях. Меж тем, рейтинг популярности бюджетных статей, как выяснилось, не совпадает с предложениями об увеличении финансирования довольствия бюджетникам и национальной обороны, традиционно поступающими с левого фланга. Социальная политика и оборона в списке приоритетов расположились соответственно на 5 и 6 место, уступив здравоохранению, промышленности, образованию и сельскому хозяйству.
Об этом и о многом другом - в очередном аналитическом материале ВЦИОМ: "Общественные настроения в России в сентябре 2000".
По опросам общественного мнения ВЦИОМ
09 октября 2000, 17:42