9 ноября на заседании правительства будет еще раз обсуждаться реформа МПС - если вопрос, конечно, в очередной раз не перенесут. До сих пор, несмотря на героические усилия Минэкономики и МАП, все шло к тому, что реформа МПС будет автореформой, то есть правительство велит МПС сделать с собой примерно то, чего оно, МПС, само себе желает. То есть регулирование тарифов МАПу не отдаст, дороги акционировать не станет, удовлетворится нынешним уровнем конкуренции в отрасли и не будет вмешиваться в калькуляцию издержек. При всем том Аксененко считает целью реформы централизацию, Греф - снижение издержек, а Касьянов призывает подчиненных наконец определиться. Единственным арбитром в споре может стать Путин.
После встречи с ним Греф передал журналистам слова президента: реформы естественных монополий должны проходить под строжайшим и детальным контролем государства. Фраза эта сознательно двусмысленна, и участники спора могут трактовать ее каждый в свою пользу. И Аксененко - это государство (сохранение единого комплекса), и Греф (инвестиции в отрасль и прозрачность), и тем более Южанов (снижение тарифов для потребителей).
Скорее всего, в результате их борьбы возникнет нечто промежуточно-невразумительное. Часть тарифов регулируется извне, а часть - МПС. Конкуренция вроде бы есть, а вроде бы ее нет. Издержки тоже как бы снижаются. Реформаторы не настроены на жесткую и кропотливую работу с железнодорожным хозяйством. Они признали Николая Аксененко специалистом экстра-класса. Так что МПСовским генералам просто придется несколько потесниться, подсобраться и поделиться частью доходов, активов и бизнеса. Подробнее - в статье о Whiskas, МПС, либерализме и киске с ГАКом.