Все говорят об экономических успехах России. Макроэкономические показатели быстро растут. Однако в контексте мировой экономики картина меняется. Как ни парадоксально, наш экономический рост - это симптом надвигающегося американского и общемирового спада, говорится в предоставленном "Полит.ру" докладе Юрия Кузнецова на частном семинаре Андрея Илларионова. Экономический рост в России вызван в значительной степени ростом доходов от экспорта энергоносителей. Оценив "отраслевые" объяснения взлета цен на нефть в 2000 году, нельзя признать удовлетворительным ни одно из них. Здесь действуют причины более общего, макроэкономического характера.
На протяжении почти всех 1990-х денежная политика мирового эмиссионного центра - ФРС США - стимулировала кредитную экспансию, в т.ч. за счет снижения процентных ставок. При проведении нацбанками такой политики рыночные сигналы о реальном предпочтении потребителей и компаний между потреблением и накоплением искажаются, и предприниматели начинают реализовывать инвестиционные проекты, для которых на самом деле нет средств. Но на этапе мнимого бума инвестиций хватает даже на "мыльные" пузыри. Однако в определенный момент накопленные инвестиционные ошибки обнаруживаются. Тогда начинается спад, или рецессия, в ходе которой структура производства приводится в соответствие с действительными предпочтениями общества. Взлет мировых цен на нефть стал одним из первых сигналов приближающейся фазы спада. Он вряд ли будет резким; скорее всего, впереди затяжная рецессия.
Наиболее серьезную угрозу российской экономике представляет не падение цен на нефть, а наоборот, - индуцированный высокими экспортными ценами рост издержек и последующая рецессия, следствие мирового спада. Возможности экономической политики по минимизации отрицательных последствий этого связаны с либерализацией экономики и такими мерами, как введение "чистого золотого стандарта" и запрет банковской депозитной деятельности с частичным резервированием. Подробнее - в докладе Юрия Кузнецова.