Россию, возможно, ждет еще один этап судебной реформы. Опубликованное вчера открытое письмо адвоката Михаила Барщевского, представителя правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах, положило начало новой дискуссии о реформе Генеральной прокуратуры. Барщевский предложил существенно урезать полномочия органов прокуратуры и переподчинить их Минюсту. Его предложения уже раскритиковали и Генпрокуратура, и Минюст, зато в Кремле вспомнили, что во время судебной реформы 2000-2001 годов предполагалось выделить подчиненное прокуратуре следствие в отдельную инстанцию, но генпрокурор Устинов сумел замотать эту идею: министр внутренних дел Грызлов заявил, что с Федеральной службой расследований имеет смысл подождать несколько лет, и куратор судебной реформы Дмитрий Козак с ним согласился.
Барщевский в своем письме подверг критике то обстоятельство, что действующий прокурорский надзор "не имеет аналогов в мировой практике: он содержит в себе функции надзора и государственного контроля, уголовного преследования и поддержания обвинения в суде, административной юрисдикции, обеспечения исполнения судебных решений и судебного надзора". Это нонсенс, считает Барщевский. По его мнению, прокуратура v часть исполнительной власти (так как представляет государство), и, следовательно, имеет смысл совместить должности генпрокурора и министра юстиции, а следственный аппарат переподчинить Минюсту, как это устроено в США и в других странах. Барщевский подчеркнул "Коммерсанту", что выступает со своей инициативой не как чиновник, а как ученый, доктор юридических наук. Глава Минюста Юрий Чайка уже заявил, что "Минюст не имеет ничего общего с позицией полпреда правительства в Конституционном суде". А начальник управления информации Генпрокуратуры Леонид Трошин заявил "Газете", что Барщевского "обуял реформаторский зуд" и "в России с правовым нигилизмом бороться может только правоохранительный орган, не входящий в систему исполнительной власти".
Тем не менее высокопоставленный источник в правительстве предложил "Коммерсанту" не хоронить окончательно идею Барщевского, "тем более что она концептуально верна", и предложил "уже сейчас надзор за юридическими документами передать в Минюст v а дальше видно будет". И, что интереснее, "Газета" пишет со ссылкой на некие совсем анонимные источники, что президенту уже представлен законопроект о создании Федеральной службы расследований, куда вошли бы следственные органы МВД, прокуратуры, ФСНП и ФСБ и которая подчинялась бы непосредственно президенту (как это и задумывала рабочая группа по судебной реформе два года назад). "Газета" предполагает, что уже в декабре Дума рассмотрит этот законопроект. Создание ФСР стало бы полноценным значительным этапом в начатой президентом либеральной судебной реформе.
22 октября 2002, 10:38