НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 января 2003, 15:19

Российское село: что стоит за сопротивлением переменам? — "Мониторинг общественного мнения" на "Полит.Ру"

Сегодня в селе проживает 28-29% российского населения, а вместе с малыми городами, как правило, не слишком отличающимися от деревни по образу жизни, уровню потребления, настроениям, ориентациям и базовым социальным представлениям, v более 60% россиян. Очевидно, именно сельский социальный массив оказывает существенное воздействие на ход политических, социальных и экономических изменений в стране, однако мы очень мало знаем о том, что происходит в этой социальной среде, поскольку основное внимание социологов направлено на другие группы общества.

Данные социологических исследований рисуют вполне предсказуемую картину - современное российское село настроено резко консервативно, поддерживает коммунистов, всегда, во всех опросах, высказывается за советскую модель организации общества и планово-государственную экономику. Между тем два существенных обстоятельства заставляют видеть в этом последовательном единодушии подлинный парадокс: именно деревня, особенно пострадавшая от советской власти, обессиленная, бедная, во всех отношениях бесправная, с неизменным упорством держится в 90-е годы за старые порядки, навязанные институциональные формы, которые и стали причиной ее деградации; именно деревня пережила в 90-е годы резкое сокращение государственных дотаций и субсидий, что привело, вопреки апокалиптической риторике коммунистов, не к окончательному уничтожению сельского хозяйства, а, напротив, к его росту. В чем причины этого парадокса?

По мнению ведущих социологов ВЦИОМа Льва Гудкова и Бориса Дубина, он связан с последствиями советской политики в деревне: выхолащиванием любой формы активности и уничтожением любых проявлений предпринимательской энергии. Сегодня речь идет не о слепом неприятии перемен, фобии нового или привычном традиционализме жителей села, а о вполне рациональном их поведении, хотя эта рациональность задана не интересами улучшения жизни, а стремлением сохранить то, что люди уже имеют, даже ценой снижения уровня запросов. Эта рациональность определяется необходимостью адаптироваться к порядку вещей, навязываемому извне, принуждением, силой, против которой у деревенских людей нет ни желания, ни умения бороться.

При таком раскладе возможностей и соотношении сил у людей в деревне нет шансов отстоять свои интересы, кроме глухого сопротивления и недоверия любым акциям властей. Возможность относительно благополучного существования задана для жителей села доступом к ресурсам, которые связаны не с личной работой, ее интенсивностью или достижениями, а с шансами использования бывшего колхоза (его техники, комбикормов, энергии или "помощи" начальства). И именно это связывает его c нынешним начальством, примыкающими к нему и зависящими от него группами, осуществляющими давление на вышестоящие власти для получения льгот или помощи от "государства". Так что характерное для периферии недоверие к "дальним властям", отчуждение от государства сочетаются с государственно-патерналистскими установками, поскольку представлений об иных источниках опеки здесь нет. Другими словами, лучше, как говорили герои Шварца, "свой дракон", к которому притерпелись, с которым обжились, чем высокие риски активности и предпринимательства, на которые в селе не осталось ни желания, ни сил.

Читайте полную версию статьи Льва Гудкова и Бориса Дубина "Сельская жизнь: рациональность пассивной адаптации" в рубрике "Мониторинг общественного мнения" на "Полит.Ру".

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.