Адрес: https://polit.ru/news/2003/01/27/578758/


27 января 2003, 19:00

Счетная палата: "Славнефть" продали подозрительно дешево

Ряд членов Совета Федерации, входящих в состав комиссии верхней палаты по взаимодействию со Счетной палатой считает, что цена, за которую был продан госпакет акций "Славнефти" на прошлогоднем аукционе, не соответствует реальной стоимости компании, сообщает НТВ. По словам заместителя председателя комиссии Вячеслава Новикова, при рекомендуемой Счетной палатой начальной цене пакета акций "Славнефти" в $2,5 миллиарда - с учетом оценки объемов добычи - и предполагаемой продажной цене $3-3,2 миллиарда, на аукционе пакет акций был продан лишь за $1,86 миллиарда. В заключении комиссии Счетной палаты говорится, что "не вполне убедительно" выглядит начальная цена пакета акций, которая была установлена Российским фондом федерального имущества (РФФИ) в размере $1,7 миллиарда. В заключении комиссии Минимуществу и РФФИ предлагается впредь при определении начальной цены компаний, подобных "Славнефти", использовать собственную методику. А также активней использовать возможности российских профессиональных сообществ оценщиков при определении начальной цены пакетов акций государственного имущества, выставляемых на аукционы.

Заместитель председателя комиссии сообщил, что сенаторы намерены обратиться к правительству с тем, чтобы заслушать в рамках "правительственного часа" на одном из ближайших заседаний верхней палаты информацию правительства со своей оценкой результатов продажи акций "Славнефти".

Напомним, на состоявшемся 18 декабря аукционе ООО "Инвест-Ойл", представлявшее интересы "Сибнефти" и ТНК, приобрело госпакет акций "Славнефти" за $1,86 миллиарда при стартовой цене $1,7 миллиарда. При этом в прессе приводились оценки того, сколько могут заплатить за "Славнефть" конкуренты альянса "Сибнефти" и ТНК - от $2.5 млрд. у российской госкомпании "Роснефть" до $4 млрд у китайской госкомпании CNPC. Стоит подчеркнуть, что это были только оценки, так как ни русская, ни китайская нефтяные госкомпании к конкурсу допущены не были. И сколько они на самом деле были готовы заплатить за "Славнефть", так и останется тайной. Потому что готовность определяется суммой, указанной в заявке, подаваемой на аукцион, а не расчетами и прикидками экспертов и аналитиков или заявлениями руководящих лиц проигравшей стороны. А поскольку заявок от этих двух госкомпаний не было, то и их степень готовности бороться за "Славнефть" остается неизвестной.

Впрочем, альянс Совета Федерации и Счетной палаты по поводу уже завершившейся сделки вряд ли приведет к ее отмене. Скорее, это попытка "отработать материал" для усиления собственных позиций заинтересованных лиц. Правда, и здесь можно будет прогнозировать неудачу. Дело в том, что сенаторы в качестве аргумента о заниженной цене ссылаются на данные о стоимости текущей добычи, но ничего не говорят о стоимости запасов. И если стоимость добычи действительно была принята ниже, чем при продаже других нефтяных компаний, то стоимость запасов была принята гораздо выше. То есть стоимость компании была сбалансирована и по добыче, и по запасам. "Не замечая" этого факта, сенаторы заранее делают свою позицию уязвимой для критики, поэтому рассчитывать на успех своей компании они вряд ли могут.