3 декабря 2022, суббота, 11:32
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 ноября 2003, 08:50

Миролюбивый милитаризм и конец европейской стабильности — обзор немецкой прессы

События в Грузии привлекли всеобщее внимание в мире. В Германии же ими интересуются больше, чем где-либо еще: имя экс-президента этой далекой страны для немцев ассоциируется в первую очередь с их собственной историей. Шеварднадзе принадлежит к тем людям, без которых эпохальные изменения были бы невозможны, пишет Sueddeutsche Zeitung. Будучи министром иностранных дел СССР, он являлся важнейшей опорой Горбачева в деле объединения двух Германий. Между тем, в Грузии его считают коррумпированным тираном. Заслуга «дуэта перестройки» v Шеварднадзе и Горбачева v в том, что они не стали мешать процессу объединения. Ведь 9 ноября 1989 года, когда рухнула стена (что было следствием, но ни в коем случае не целью советской политики реформ), ГДР была передовым государством варшавского договора, там были размещены сотни тысяч советских солдат. Шеварднадзе, как говорят, был в ярости, когда в начале декабря 1989 года, встретившись в Москве со своим коллегой Гансом-Дитрихом Геншером, прочитал план Гельмута Коля по достижению немецкого единства: «Такое не позволял себе даже Гитлер!». Но уже в феврале 1990 г. он и Горбачев подтвердили американскому Госсекретарю Джеймсу Бейкеру, что Германия должна сама определить свое будущее. Позже Шеварднадзе, правда, заявил премьер-министру ГДР Хансу Модрову, что объединение, согласно статье 23 Конституции Восточной Германии, было бы «неприемлемым и незаконным». В мае 1990 г., на встрече «2+4» (представители обоих немецких государств и стран-победителей), он решительно воспротивился членству Германии в НАТО. Но это было уже отступление с боем. За возможность объединиться СССР получил немецкую финансовую помощь, которая, правда, уже не смогла предотвратить распада страны. «Без смелой политики Горбачева и Шеварднадзе единство Германии было бы невозможным, v сказал Геншер на праздновании десятилетия договора «2+4», v они изменили Европу и мир к лучшему».

После взрывов в Турции вновь вышла на поверхность тянущаяся уже давно дискуссия о месте Турции в Европе и, в частности, в Европейском союзе. Для кого-то сами эти события стали новым аргументом против присоединения Турции к ЕС. Пожалуй, лучше всего позиции обеих сторон изложила вечно оппозиционная Die Zeit: террор угрожает государственному порядку повсюду, поэтому абсурдом является мнение, что терроризм можно не допустить в Европейский союз, не пуская туда Турцию. Представьте себе, как бы выглядело, если бы после атак RAF (левая террористическая организация в ФРГ) в семидесятые годы кто-нибудь в тогдашнем Европейском сообществе заявил, что Германию следует оттуда исключить, чтобы избежать проникновения террора в Европу. На факте нападения на страну террористов, которые, кто знает, могли напасть и на саму Германию (а, может быть, уже и запланировали такую атаку), нельзя основывать отказ принять страну в ЕС. Однако в той же степени взрывы в Стамбуле не могут и подтолкнуть к тому, чтобы забыть давно существующие аргументы против членства Турции в Евросоюзе. Эта тема делится на две: во-первых, внутренний порядок в стране. Только свободное демократическое государство может быть принято в Евросоюз. Может ли Турция достичь такого уровня? Этого нельзя совершенно исключать v как исторического шанса. Однако скепсис остается: до сих пор строгое разделение религии и государства в Турции, при котором не только фундаментализм, но и традиционный ислам жестко подавляются, основывается только на мощной поддержке армии. В то время как в европейском государстве армия должна полностью подчиниться политике. Наверное, выбор сейчас таков: светская Турция с военно-политическим управлением минус фундаментализм или демократическая Турция плюс исламизм, но минус военщина. Но пусть даже однажды эта проблема как-нибудь разрешится v остается еще один вопрос: хотя демократия может стать членом ЕС, никто не сказал, что это относится ко всем демократиям. Здесь начинается вторая тема: внешнеполитическая эффективность ЕС. Очевидно, что Евросоюз не может бесконечно расширяться, чтобы не стать жертвой «imperial overstretch», v не потерять способность к действию из-за нарушения масштабов. По-видимому, именно Турция может стать последней каплей в этом процессе. С ее приемом в Евросоюз многочисленные и противоречивые геополитические интересы уже невозможно будет примирить никак. Или мы хотим, чтобы проблема курдов стала внутренней проблемой Европейского сообщества? Подробнее v в Обзоре немецкой прессы.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.