Сегодня еще можно агитировать за политические партии. Но что-то нет никакого желания «разводить» читателей, «как кролов» (по удачному выражению на форуме «Полит.ру», отсылающему к сообщениям о вопиющей «бессистемной случке» в кролиководческом и свиноводческом хозяйстве ЮКОСа). Наоборот, хочется прорваться сквозь густоватый морок лжи и лажи нашей политической полемики. Есть наблюдение: больше всего обмана пролезает сквозь агрессивно навязываемую растяжку между условными защитой интересов страны и правами граждан. Участвуют в разводке и «либералы», и «государственники».
«Мощно задвинул» в сегодняшнем «Коммерсанте» Валерий Панюшкин, произведя итоговый анализ теледебатов. Оказалось, что все партии либо активно «за», либо не выступают против следующего списка «позитивных» и электорально привлекательных (с их точки зрения) жупелов: империя, русский реванш, природная рента и Владимир Владимирович Путин (вы заметили, что Путина у нас в устной речи обзывают либо уважительно «Владимир Владимирович», либо с почтением «Президент»?). Такая вот консолидация общества, к которой и призывал Пьюти-Пьют (удачная кликуха, придуманная Дж. Бушем-мл.), пугая ростом ВВП и борьбой с бедностью.
Откуда взялась вся эта ерунда и чудовищное единство? Я изначально даже не против империи или там ВВП – во всех смыслах, мне лишь категорически не нравится массовая потеря сознания на этой почве.
Кажется, в нашем случае метод разоблачения лжи не менее важен, чем результат. Приведу поэтому два примера собственных политологических прояснений. В июне этого года я был на пресс-конференции, посвященной миграционной политике России. Справедливо говорилось примерно следующее. Во-первых, закон о гражданстве, к сегодняшнему дню слегка поправленный, ударил по миллионам российских граждан (был назван виновник – Виктор Иванов, гэбешный гуру Путина), во-вторых, миграционная служба подчинена силовому (по смыслу деятельности – государственно-репрессивному) органу – милиции, а не гражданским службам, и, в-третьих, в результате всего вышеперечисленного «на местах» наблюдаются многочисленные нарушения прав мигрантов в результате государственного или окологосударственного бандитизма.
Когда дошло до третьего пункта, я понял, как они будут полемизировать против нормальной миграционной политики. Просто скажут: вы тут западные штучки про права человека толкаете, а нам родину защищать нужно от опасности разрушительного нашествия. И выиграют, потому что любая община всегда жертвует «отдельными ее членами» ради спасения целого. Но это ведь классическая гнусная разводка! Они ведь не только «отдельные права личности» нарушают, они и страну этим губят, а также любую разумную политику по отношению к ближайшим соседям. Россия с ее просторами и демографией не может не конкурировать за трудовые ресурсы региона, тем более – самые привлекательные, и, к тому же, русскоязычные. Россия с ее проблемами внутреннего единства не должна препятствовать внутренней миграции, иначе сама расколет себя на части. Россия не может не иметь интересов в СНГ, а в этой политике есть только один разумный аргумент – российское гражданство должно быть привлекательным, а российский образ жизни – человеческим, а не убойным.
А что сейчас знает о российской и, в частности, о московской жизни, например, украинский или узбекский строитель? Что его первый же мент может избить и обокрасть. С позволения властей, которые твердят о том, что именно в мигрантах главное зло, и постоянно угрожают насильственной депортацией. И российским гражданам не лучше: в автобусе Москва-Владимир мне мужик рассказывал, что он с семьей стал во много раз реже ездить в столицу нашей Родины – и не потому что денег мало, а просто первый же мент за не ту прописку ограбит (все равно – с ребенком ты на праздник приехал или с пассатижами на работу).
И правозащитная апелляция к Западу о соблюдении международных норм во всех подобных делах вообще не действует. В этом случае – потому, что у них миграционное законодательство тоже жесткое, и они конкурируют за тот же ресурс – квалифицированную рабочую силу из стран бывшего СССР. В итоге берут лучших, потому что своих граждан и не граждан не насилуют (тут все буквально: на фоне борьбы с юкосами и оборотнями следователи Генпрокуратуры дошли, судя по рассказам, до того, что при разговоре с чиновниками прямо угрожают «двумя-тремя днями в тюрьме с гнойными п…ми», чтобы выбить доносы). В законе о гражданстве власть немного отступила, потому что разводка удалась не до конца – слишком многие россияне понимают, о чем речь. Но репрессивная политика против российских граждан и не граждан продолжается.
Случай второй. На этой неделе министр финансов Алексей Кудрин в интервью «Financial Times» рассказал, что, кроме всего прочего, государство намерено пресечь «все налоговые злоупотребления». Понятно, что сказано это было в рамках заказа на ЮКОС и в тему давней кудринской небессмысленной идее о законодательном ограничении работы легальных, но масштабных схем «оптимизации налогов» крупными корпорациями. Проблема тут только одна – наличие подобных схем позволило крупным корпорациям легализовать прибыль, а уничтожение такой возможности, возможно, переведет прибыли обратно в тень. Но я обратил внимание на другое – на масштабность политического заявления, делать которое Кудрин по должности был, вообще-то, не обязан.
Но слово «все» (налоговые нарушения) на Западе опять же поняли по-своему: у них доля ухода от налогов небольшая, поэтому можно попытаться работать против всех нарушителей налогового законодательства - и то они так не делают, там всегда известно, как именно нужно зарваться, чтобы на тебя наехали. Более того, в Европе кто-то расстроится, если российское правительство убьет собственную экономику «отдельными делами» и тем более репрессиями против всех граждан, - а кто-то и не очень. Что такое в наших условиях попытка собрать все налоги со всех? Это даже не продналог, а продразверстка. Вспоминаются кадры из грузинского перестроечного фильма: инквизиторы в странной амуниции ходят по домам и вытаскивают шкафы, сундуки, вещи, людей...
Государству нужна мощная и компактная репрессивная машина, но направленная не против экономики и граждан, а против государственных органов, наезжающих на граждан и бизнес. Нужно конвертировать взятки в бюджетные поступления и легализовать нынешние эффективные ставки. Скажем, налог – 36% - в реальности платят, скажем, 10%, а надо, чтобы платили даже столько же по объему, но назваться ставка должна, например, 13%; то есть государство должно позволить выйти из тени на приемлемых условиях и не преследовать за легализацию, как это у нас сейчас делается: «ничего себе, гад, какие ты доходы показываешь, а ну-ка делись, либо не показывай».
Тут мы тоже имеем дело с классической разводкой: нам как бы говорят, что государству, чтобы выжить, надо собирать больше налогов. А что при этом гражданские и экономические свободы пострадают, так это, мол, ничего. Из двух зол, так сказать (по неудачному народному выражению). На самом деле, сейчас даже «либералы» - надеюсь, по оговорке, а не сознательно - выражают готовность самым дубовым способом уничтожить не только рост, но и надежды на историческое выживание.
Короче, нашей власти, как бы она ни звалась и чем бы ни казалась, надо предъявить сначала счет-вопросник по подозрению в предательстве национальных интересов, а вдогонку – счет за нарушение прав граждан. Именно так сильно – «предательство», иначе не разлепишь реальных деятелей и болтунов во власти, не разделишь реальные и административные партии. Пусть одни оправдываются – это не я, другие говорят – да, я. Пусть ответственность на себя берут – за взятки, за репрессии, за деньги стабилизационного фонда в бумах иностранных государств, а не в карманах пенсионеров, за Чечню, за то, что даже в СНГ у нас нет друзей и почти нет интересов, за бытовое унижение, и даже за продажу ТНК (тут просто интересно, почему Путин продает англичанам одну нефтяную компанию и производит массовые аресты по подозрению в намерениях продать другую – пусть отчитывается). Список вопросов может быть даже популистским, но в целом демократическим партиям надо было жестко держать курс на разоблачение лжи.
Еще раз: я не против большого рейтинга президента России (если он настоящий, а не обманный) – даже за. Любой президент должен, как бы это мягче сказать, консолидировать, если он в реальности собирается что-то делать. Но по каждому конкретному стратегическому вопросу лидер страны, как и любой другой политик, должен принадлежать к одной из партий. Он должен быть участником легальной политической борьбы за каждое принципиальное решение в стране. А сейчас Путин незаконно присвоил себе рейтинг всех позитивных надежд на будущее России. Благодаря такой символической краже он позволяет себе не занимать публичной позиции ни по какому вопросу, как бы не принадлежать к партиям и вообще быть неизвестно кем, глядя на граждан, общество и политиков с позиции кроликовода. А партии, вместо того, чтобы искать реальную поддержку себе, решили еще раз украсть краденое, покушаясь на части рейтинга Вовочки (по удачному выражению анекдотов). То есть предпочли стать барскими холопами, а не деревенскими старостами.
Нас разводят классически и бессистемно, неприятно ухмыляясь, и прокурорски гогоча. «И над такими повадками кроликов кролиководы смеются до коликов».
05 декабря 2003, 11:35