Президент Ирана Сайед Мохаммад Хатами заявил, что США должны признать за Тегераном право на создание собственной мирной ядерной программы, если они заинтересованы в улучшении отношений с его государством.
В последнее время отношения между Ираном и Штатами неколько улучшились после того, как Америка оказала помощь жертвам недавнего землетрясения в Баме. Одновременно с этим США выступили с предложением о возобновлении диалога по вопросу ядерных технологий Ирана. Тегеран упорно отвергает эти предложения, заявляя, что Вашингтон прежде должен пересмотреть свое отношение к Ирану.
Как известно, Вашингтон разорвал отношения с Тегераном в 1980 году после того, как радикально настроенные студенты захватили здание американского посольства в Иране и на протяжении 444 дней удерживали в нем 52 заложников. С тех пор отношения оставались напряженными, в 2002 году президент США Джордж Буш включил Иран в “ось зла” наряду с такими странами, как Северная Корея и Ирак. Америка неоднократно заявляла, что Иранская ядерная программа имеет военные цели и представляет международную опасность. В свою очередь, Тегеран не делает секрета из того, что намерен перерабатывать отработанное ядерное топливо и начать добычу урана, - однако, по словам Мохаммеда Хатами, исключительно для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии. Более 10 лет тому назад Иран объявил о намерении начать разработку своих урановых шахт и в 1992 году предложил инспекторам МАГАТЭ провести проверку на месте. В сентябре Иран уведомил МАГАТЭ о своем намерении начать обогащение урана для использования в реакторах АЭС (предполагается, что на завершение данного проекта уйдет несколько лет).
Министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази заявил, что Тегеран готов вести конструктивный диалог с Соединенными Штатами Америки, но только при условии, что он будет основан на взаимном уважении. Говоря о помощи США во время трагических событий в иранском Баме, глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что отмена в отношении Тегерана ряда санкций в банковской сфере для ускорения перевода денежных средств вовсе не означает потепления в двусторонних отношениях. Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хаменени заявил что различия между Тегераном и Вашингтоном настолько глубоки и велики, что говорить о наступлении подходящего времени для конструктивного диалога не приходится.
В том же ключе высказался и бывший президент Ирана Акбар Хашеми Рафсанджани, который сейчас возглавляет Совет по целесообразности, посредничающий в спорах между реформистским парламентом и консервативным “Советом по защите принципов исламской революции”. Он заявил, что Ирану не следует торопиться с нормализацией отношений с США. Рафсанджани призвал Вашингтон для начала извиниться перед Тегераном за свои заявления и позицию. Он сказал, что предложение США “свидетельствует о том, что Америка нуждается в нормальных отношениях с Ираном”. При этом он считает, что Вашингтону “следует признать свои прошлые ошибки в подходе к оценке исламской революции”.
На прошлой неделе Тегеран отказался от предложения Вашингтона направить в Иран гуманитарную миссию во главе с сенатором Элизабет Доул. Это был бы первый за последние два десятилетия визит в Иран американских официальных представителей.
11 января 2004, 19:02