Газета “Коммерсантъ” размышляет сегодня о том, кто же виноват в трагедии в московском аквапарке. Это первая такого рода техногенная катастрофа в России. Отсутствие прецедентов затрудняет точное предсказание пути, по которому пойдет расследование. По мнению обозревателя газеты, скорее всего, следствие придет к выводу, что здание рухнуло из-за нарушения правил эксплуатации.
По традиции первым виновником строительных катастроф считают архитектора. Следствие уже пошло по этому пути: Сергей Киселев, главный архитектор и хозяин фирмы "Сергей Киселев и партнеры", допрошен и временно лишен лицензии. Ситуация, в которой оказалась преуспевающая фирма, сложная. Однако, считает газета, после первоначальной концентрации внимания на Киселеве расследование пойдет по другому пути. В активе компании “Сергей Киселев и партнеры” строительство множества зданий и комплексов, в том числе – для президента РФ и для ряда крупных зарубежных компаний. Сергей Киселев – лауреат всех возможных архитектурных премий России, а главная особенность его фирмы – юридическая безупречность проектов, и можно не сомневаться, что и в случае с аквапарком у него есть все необходимые 200 разрешительных подписей.
Также нет оснований ожидать, что будут выявлены нарушения безопасности здания на проектном уровне: перекрытие аквапарка не отличалось какой-либо конструктивной смелостью и рискованностью. Точно также перекрыт Черемушкинский или Даниловский рынок в Москве. Типовое решение. Такие конструкции полностью доказали свою надежность.
Следующими виновными в глазах следствия могут оказаться строители и заказчики здания. Московские заказчики действительно обожают экономить на рабочей силе, привлекая для строительства узбеков и молдаван, и на качестве строительных материалов. Однако в данном случае строительство осуществляли турки (фирма Kocak Insaat, Госстрой успел отозвать и ее лицензию тоже), а это элита московского строительного рынка. Ожидать здесь типичной для Москвы неграмотности строителей и неспособности понять рабочие чертежи не приходится. В качестве строительных материалов, в частности бетона, отклонений тоже, скорее всего, не найдут, поскольку если бы большепролетный купол был сделан из разбавленного бетона, он рухнул бы сразу после строительства.
Однако бетон сосет воду, мокрый бетон трескается от перепада температур. Металл подвергается коррозии от хлора. Чтобы этого не произошло, в здании должна быть предусмотрена серьезная пароизоляция и вентиляция. Тут начинаются проблемы. Почти наверняка в результате следствия окажется, что нарушены условия эксплуатации комплекса. Юридически все окажутся чистыми. За гибель 25 человек ответит человек, подрядившийся следить за вентилятором.
16 февраля 2004, 09:35