Белорусским силовикам удалось вынудить своего президента сдать несколько ближайших фигур из своего окружения – фигур, объединенных с Лукашенко могилевским происхождением и общей биографической близостью. В иной трактовке: “Александр Лукашенко с помощью "силовиков" продолжает начатую на прошлой неделе чистку своего ближайшего окружения”. Об этом пишет сегодняшний “Коммерсант”.
Вчера в Минске было возбуждено уголовное дело против бывшего председателя Белтелерадиокомпании Егора Рыбакова. Его обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями, хищении и получении взяток от руководителей коммерческих структур за принятие благоприятных для них решений при заключении различных договоров. 32-летний председатель Национальной государственной телерадиокомпании (НГТРК) Егор Рыбаков был уволен еще в минувшую пятницу.
Отставка и арест Рыбникова заставляют вспомнить такую же последовательность действий с экс-управделами президента, представителем того же “клана”, Галиной Журавковой. Силовые структуры, по данным издания, уверяют, что между двумя этими делами, возбужденными против двух приближенных к Александру Лукашенко людей, нет никакой связи. Тем не менее в Минске отмечают, что сами господа Рыбаков и Журавкова имели между собой много общего: они принадлежат к так называемому могилевскому клану и одновременно пришли во власть, оказав президенту помощь во время его переизбрания в 2001 году.
“Коммерсант” пишет, что начавшиеся на прошлой неделе гонения на людей из окружения президента минские аналитики объясняют двумя факторами: масштабным переделом собственности или сфер влияния и (или) наступлением силовиков на "семью" – ближний круг Александра Лукашенко. Сам президент в минувший четверг, как раз накануне ареста главы Белтелерадио, попытался эти версии опровергнуть. Выступая на расширенном совещании с членами правительства, господин Лукашенко заявил, что "нет таких силовиков, которые могут взять над президентом верх. Более того, известный факт был инициирован президентом, когда пошли сигналы. Поэтому я никого не гарантирую от этих проверок. Никому никаких гарантий, индульгенций я не выдаю. Как только сигнал, даже анонимный, имейте в виду – начинаются проверки. Особенно финансово-экономические сигналы. Пощады не будет никому. В том числе и тем, кто называет себя 'людьми президента'... Люди президента должны работать еще больше. У меня нет любимчиков. Спрос будет только ужесточаться".
Авторы издания полагают, что, предвидя очередной всплеск борьбы за президентство, Александр Лукашенко считает, что старые соратники, наслаждающиеся своими привилегиями, уже не будут так рьяно за него биться. Значит, выигрывать новые президентские выборы для него придется уже не "крепким хозяйственникам", а жестким "силовикам". И использовать они для этого будут не только накопленные годами административные и финансовые ресурсы, но и опробованные на бывших соратниках "следственные действия и оперативно-изыскные мероприятия".