Рассмотрение проекта бюджета на очередной год больше не является рутинной процедурой, а его блоки отражают экономическую политику, ее инновации и дефициты. Преобразования, участие в которых стал принимать бюджет, в будущем году в первую очередь воплотятся в обмен социальных льгот отдельных категорий граждан на дополнительные денежные выплаты.
Это непростое мероприятие требует большого потока финансовых ресурсов, который, наконец-то, стал в нарастающих масштабах вливаться в бюджетную систему. Но, тем не менее, этого потока все равно недостаточно, поэтому, прежде чем приступить к размену льгот на деньги, решено заранее от некоторых льгот избавиться. И уже потом, почистив льготы, перейти к их оплате деньгами. Это мероприятие достаточно капиталоемкое и оценивается высокопоставленными сотрудниками Минфина в районе 170-180 млрд. руб. на следующий год.
Хотя найти такие деньги в бюджете можно, тем не менее, с ними могут быть определенные сложности. Сложность состоит в том, что наряду с "монетизацией" льгот, что само по себе увеличивает нагрузку на бюджет, одновременно проводится понижение (или выравнивание) единого социального налога (ЕСН). Снижение ставки ЕСН вряд ли приведет к росту его сборов, хотя кое-кто на это рассчитывает, зато на все сто приведет к дефициту у внебюджетных фондов – Пенсионного, Социального и Медицинского страхования, – которые финансируются за счет этого налога. И тогда федеральному бюджету придется оказывать помощь внебюджетным фондам, чтобы они, не дай бог, не прекратили выплату пенсий или пособий по временной нетрудоспособности.