29 марта 2024, пятница, 11:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 июня 2004, 18:43

«Жизнь чудесна»: Кустурица остался доволен

В среду, 23 июня, на ММКФ состоялась гала-премьера фильма знаменитого «югославского» режиссера Эмира Кустурицы «Жизнь чудесна». На показе Кустурице вручили почетный приз «За вклад в мировой кинематограф». В ответ Кустурица заявил на пресс-конференции: «Я считаю Московский кинофестиваль лучшим в Европе».

И продолжил: «Московский международный фестиваль всегда держал высокую планку. И я рад, что удостоен высокой чести получить приз этого кинофестиваля. Правда, меня немного смущает его формулировка «За вклад в мировое киноискусство?кфйгщж. Обычно его дают художнику, прожившему большую и славную жизнь в кинематографе, но учитывая, что я недавно стал дедушкой, с этим можно согласиться».

На вопрос журналистов, какую бы роль хотел сыграть сам Кустурица, он ответил, что хотел бы сыграть Кота в «Мастере и Маргарите» Булгакова: «Я думал снять фильм по этому роману, и у меня даже было конкретное предложение, но меня смутило одно условие продюссера – чтобы это был англоязычный фильм. Но все же я, возможно, вернусь к этой идее – снять фильм по «Мастеру и Маргарите», как я считаю, самому лучшему современному роману. Хотя экранизировать такого класса произведение – задача чрезвычайно сложная».

Кустурица родился в 1954 году; в 1973-1977 годах учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии ФАМУ. Дипломная работа «Герника» (1976) удостоилась первой премии на фестивале студенческих фильмов в Карловых Варах. В 1978 году он снял телевизионную ленту «Невесты приходят», запрещенную цензурой «по моральным соображениям». За свою первую работу в кино, лирическую драму о проблемах боснийской молодежи 60-х годов «Помнишь ли Долли Белл?» (1981), Кустурица сразу получил премию за дебют и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции-81. Эта картина приносит ему неофициальный титул «режиссера XXI века».

В начале 1980-х годов Кустурица преподает в киношколе в родном Сараево и одновременно работает над фильмом «Отец в командировке» – метафизической драмой об эпохе политических репрессий в Югославии в начале 50-х годов, которая увидена глазами впечатлительного ребенка (1984, главная премия на МКФ в Канне-85, номинация на «Оскар»).

В последующие три года прославившийся уже в мировом масштабе режиссер предпринимает несколько грандиозных проектов, среди которых «Мост на Дрине» по роману Иво Андрича, «Духоборы» о сектантах с Украины, эмигрировавших от преследований царских властей в Канаду, осовремененная версия «Преступления и наказания» по роману Достоевского. Ни один из этих замыслов не был реализован, но тем не менее Кустурица снял в Македонии фильм «Дом для повешения»/«Время цыган» (1988, премия на МКФ в Канне-89) – грандиозную этнографическую фреску о средневековом по сути образе жизни современных цыган на Балканах, о столкновении двух цивилизаций.

В 1990 году он преподает кинорежиссуру в Колумбийском университете в США. Затем, основываясь на своих американских впечатлениях, снимает при содействии французских продюсеров картину «Аризонский сон» (Arizona Dream, 1992, премия на МКФ в Берлине-93), действие которой происходит в США.

Во время «балканской войны» 1992-1995 годов Кустурица эмигрирует из Боснии в Париж и Белград, где создает фильм «Подполье» (Underground, главная премия на МКФ в Канне-95), трагикомическую метафору югославской истории последнего полувека, а в 1998 году снимает во Франции фильм «Черная кошка, белый кот», получивший «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.

«Я считаю, что культура и искусство могут воздействовать на людей терапевтически. И сейчас я даже провожу такой эксперимент в психиатрической больнице, показывая свои картины ее пациентам, стараясь понять эффект воздействия кинематографа на людей. К сожалению, я считаю, что в современном мире фильм теряет свое главное целительное назначение и становится больше видеоигрой. Я хотел бы, чтобы мои фильмы вернули людям надежду. Я думаю, что надо всегда верить в добро и любовь, и к этому, безусловно, люди вернутся», – замечает режиссер.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.