Как сообщает газета “Ведомости”, представители загадочной тверской компании "Байкалфинансгруп", купившей главный нефтедобывающий актив ЮКОСа работают в “Сургутнефтегазе”. По словам источника газеты, это были начальник управления организационных структур “Сургутнефтегаза” Игорь Минибаев и первый замначальника финансового управления “Сургутнефтегаза” Валентина Комарова. Собеседник газеты подчеркивает, что именно Минибаев сделал единственное и финальное предложение на аукционе.
Чиновник, близкий к конкурсной комиссии, подтвердил “Ведомостям”, что Минибаев и Комарова представляли на торгах “Байкалфинансгрупп”. Сургутский телефон Минибаева вчера не отвечал, а контактов Комаровой найти не удалось. По словам источника, близкого к “Сургутнефтегазу”, вчера этих людей уже не было в России. После завершения торгов они спешно вылетели отдыхать за границу. Официальные представители “Сургутнефтегаза” вчера весь день были недоступны для комментариев.
По информации зампреда правления “ЮКОСа” Александра Темерко, необеспеченный кредит на сумму залога в $1,7 млрд “Байкалфинансгрупп” дал Сбербанк, через счета которого перечислялся задаток “Байкалфинансгрупп”. “Я уже направил письмо от имени правления "ЮКОСа" председателю РФФИ Юрию Петрову и главе правительства Михаилу Фрадкову с просьбой предоставить информацию, кто бенефициары "Байкалфинансгрупп", почему Сбербанк дает ей такой большой необеспеченный кредит и откуда она возьмет остальные деньги”, — говорит Темерко.
Источник, близкий к “Сургутнефтегазу”, предположил, что поручитель был и им выступал “Сургут”. Член правления Международного московского банка, крупнейшим клиентом которого является “Сургутнефтегаз”, Иван Розинский уверяет, что его банк не финансировал ни “Байкалфинансгрупп”, ни “Сургутнефтегаз” для аукциона. То же утверждает и старший вице-президент Внешторгбанка Василий Титов. В "Сургутнефтегазбанке" и "Газпромбанке" отказались от комментариев. Источник в “Газпроме” утверждает, что монополия не поручалась за “Байкалфинансгрупп”.
Несмотря на отсутствие ясности с покупателем, инвесторы единодушно решили, что “Байкалфинансгрупп” представляет интересы “Сургутнефтегаза” и бросились скупать его акции. На ММВБ его бумаги подорожали на 7,2%, хотя большинство “голубых фишек” вчера дешевели. Акции “ЮКОСа”, лишившегося своего основного актива, рухнули вчера на 30%. “На рынке считают, что "Сургутнефтегаз" причастен к этой сделке и его акции весь день пользовались повышенным спросом”, — объясняет аналитик “Совлинка” Лев Сныков.
Источник, близкий к Кремлю, после торгов высказал мнение, что аукцион прошел по схеме, придуманной “под “Газпром”. “Так или иначе, "Газпром" зайдет в этот актив, возможно, спустя какое-то время”, — уверен он. Сотрудник “Сургутнефтегаза” считает, что его компания может выступить оператором Приобского месторождения - крупного месторождения, принадлежащего "Юганску".
Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса" заявил Полит.Ру, что "Сургутнефтегаз" является самой неузвимой из российских компаний для решений американского суда. У"Сургутнефтегаза" нет активов на территории США, его зарубежная торговля в основном связана с ближним зарубежьем - балтийские страны и Финляндия. Лишь незначительное количество нефти "Сургута" поступает на европейский рынок. "Кроме того, сама структура "Сургутнефтегаза" - владение компанией через казначейские обязательства и ООО "Сургутнефтегаз" с неизвестным составом учредителей - отметил аналитик, -- делает фактически невозможным добраться до реальных владельцев компании, а значит предъявить им иск в суде".